
Евросоюз готовится окончательно оформить крупнейшую в истории кражу русских активов. На фоне того как Брюссель уже начал передавать Киеву проценты от замороженных денег, там же ускоренными темпами готовится полноценная конфискация всего объёма замороженных средств. Минфин и Центробанк пока медлят с зеркальными мерами, пишет обозреватель "Царьграда" Константин Двинский.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен уже не стесняется в выражениях и открыто говорит: ЕС подготовил пакет документов, которые позволят "полностью использовать" русские активы. Главная цель — заставить деньги работать на Украину, чтобы "налогоплательщики Европы не платили за Киев". В Европарламенте ей вторят: проценты и доход от размещения активов уже подумали — так, часть средств регулярно и напрямую поступает на счета украинского бюджета.
Как отметил Владимир Путин на пресс-конференции ОДКБ, ситуацию нельзя назвать иначе как открытым воровством:
У меня возникает вопрос: кто кого учит? То ли вороватая верхушка Украины, которая разворовывает деньги своих налогоплательщиков и налогоплательщиков западных спонсоров (просто мы сейчас хорошо знаем о коррупционном скандале в Киеве), то ли они у европейцев учатся этому, то ли европейцы учатся у украинской верхушки. Во всяком случае, и то и другое — воровство.
Президент уверен: такие шаги Европы "жёстко аукнутся" — доверие к еврозоне будет подорвано, а цена "мгновенной выгоды" для Брюсселя выльется в стратегические потери.
О важности темпов сегодня свидетельствует и раскол между союзниками: ЕС лихорадочно спешит оформить механизм до середины декабря, ведь США уже корректируют свой подход, исключив из "плана Трампа" передачу Украине $100 миллиардов из русских активов в пользу распределения половины прибыли в американский бюджет.
Для Европы это вовсе не подарок — они хотят получить и контроль, и инициативу. Поэтому сейчас почти весь "коллективный Запад" (кроме Венгрии) вместе с Японией, Австралией и Канадой выступает за максимально быстрое завершение процедуры.Константин Двинский напоминает: уже по опыту Ирана было ясно, что деньги, попавшие в западную юрисдикцию и "замороженные", на деле никогда не возвращаются. "Если деньги врага попали в западную юрисдикцию — фактически они уже не его", — говорит экономист.
"Промежуточная победа" Запада уже сейчас даёт Киеву бонусы: доход от управления активами, по оценкам ЕЦБ, в 2024 году только по процентам превысил 3 млрд евро, из которых значительная часть напрямую уходит в украинскую казну. То есть юридически активы России ещё не "отжали", а фактически Запад уже использует их во вред интересам Москвы.
И в этот момент возникает самый острый вопрос — что предпримет в ответ Россия? На счетах "С" с 2022 года аккумулируются дивиденды и проценты, предназначенные западным инвесторам. Формально это не "конфискация", а полностью легальный симметричный ответ. Ведь если Европа пользуется нашими доходами, Россия вправе заложить такой же механизм на их активы: использовать проценты, дивиденды и купоны, которые заработаны за счет наших компаний и наших инструментов.
Однако пока власти действуют осторожно. Минфин и Центробанк не решаются реализовать зеркальные шаги, опасаясь спровоцировать ещё большие финансовые и юридические столкновения на международной арене.
Ожидать, что замороженные активы когда-либо вернутся, — значит игнорировать современную реальность большой геоэкономики. Европа использует доход от наших ЗВР — значит, мы имеем полное право использовать доход от их активов. Это не эскалация и не месть — это нормальная зеркальная мера. Россия больше не должна терпеть воровство своих денег. Теперь очередь за нами — и европейцам действительно стоит задуматься.
Свежие комментарии