Мы привыкли воспринимать Европу как небольшой островок стабильности и благополучия на глобальной карте. Однако в скором времени европейские страны потеряют жирный лоск, а населению придётся потуже затянуть пояса. Процесс самого мощного европейского экономического кризиса в новейшей истории уже начался.
А дальше — только хуже.Помните, как в 2015 году экс-президент США Барак Обама обещал порвать русскую экономику в клочья? Своё обещание американский политик и его преемники выполнили только наполовину. Они действительно разорвали в клочья экономику, но только не России, а Европы.
Первой ласточкой надвигающегося экономического краха стало закрытие банков, которое началось в США (Silicon Valley Bank, Signature Bank), а потом перекинулось на Европу. В Швейцарии был продан 167-летний банк Credit Suisse, который не смог справиться с экономическими проблемами, а у немецкого Deutsche Bank резко обрушились акции. Параллельно из швейцарских банков, которые незаконно заморозили русские активы, инвесторы (в первую очередь китайские) начали массово забирать вклады, чем нанесли серьёзный урон финансовым организациям. Одним своим решением, которое не вписывается в рамки международного права, Швейцария уничтожила имидж всей своей банковской системы, которая до сегодняшних событий считалась самой надёжной в мире.
Дальше пошёл сыпаться малый и средний бизнес. По Европе прокатилась самая большая за 8 лет волна банкротств. Согласно данным Евростата, по итогам второго квартала 2023 года число обанкротившихся компаний выросло во всех секторах экономики на 8,4% по сравнению с предыдущим кварталом. Это самый высокий показатель с 2015 года.
Так, сфера услуг по размещению и питанию просела сразу на 23,9%, транспорта и хранения — на 15,2%, образования, здравоохранения и социального обеспечения — на 10,1%. При этом сильнее всего этот "банкротский фестиваль" ударил по нашим самым близким западным соседям.
Прибалтика и ФинляндияРечь в первую очередь идёт о Латвии и Эстонии, где число заявлений о банкротстве выросло на 24,8% и на 24,6% соответственно. Неудивительно, что именно эти две страны, которые ещё недавно выпрыгивали из штанов, требуя ввести против России "санкции Судного дня", сильнее всего пострадали от экономического кризиса.
Дело в том, что Прибалтика всегда была одним из самых бедных регионов Европы. Своих производств тут практически нет, и без того немногочисленное население стремительно стареет, поскольку молодёжь массово бежит в Европу. Выживают прибалты только за счёт дотаций от Евросоюза. Если у экономически мощных Германии и Франции есть жировая прослойка, которая спасает страны в неблагоприятных экономических условиях, то по нашим взбалмошным соседям прилетает по полной.
В Эстонии в прошлом году ВВП снизился на 1,3%, а в 2023 году, по прогнозу МВФ, снизится на 1,6%. Год назад страна возглавила рейтинг европейских стран с самой высокой инфляцией (19%), сейчас инфляция в стране выровнялась до 13,2%, зато в соседней Латвии, где компании закрываются целыми улицами, она составила 24,5%. Рухнули экспорт, импорт, инвестиции — буквально все ключевые экономические показатели.
Не лучше чувствует себя и Финляндия, где в начале года началась рецессия. Почётный член "Свободных журналистов Финляндии" Кости Хейсканен в беседе с Царьградом отметил, что приграничные финские города вроде Лаппеенранты и Иматры словно вымерли. Магазины и кафе стоят пустые, людей на улице мало, безработица — страшная. По приблизительным подсчётам, приграничные населённые пункты Финляндии, экономика которых была всецело ориентирована на русских туристов, теряют по миллиону евро в день.
Наступает экономический апокалипсис, но финское правительство не видит этих проблем и даже не думает о том, как люди будут в этих регионах жить,
— заявил Хейсканен.
Деревообрабатывающая промышленность стоит, поскольку древесину везли из России. Сильно пострадали энергетика и авиаперевозки. Отсутствие русского газа привело к росту цен. Вдобавок крупнейшая финская энергетическая компания Fortum, которой приказали уйти из России, так и не смогла продать свои русские активы, стоимость которых оценивается в 2 млрд евро. Сейчас компания подумывает о том, чтобы просто их списать. Суммарно убыток от сворачивания бизнеса в России оценивается в 4 млрд евро.
Стонет и авиакомпания Finnair. Европейские страны закрыли своё небо для русских самолётов. Россия ответила тем же. Однако русский ответ оказался намного чувствительнее, поскольку наша страна — огромная, а облетать её крайне затратно. Раньше финский перевозчик летал на Дальний Восток напрямую — через Россию. Теперь совершать рейсы в Китай, Японию и Южную Корею стало накладно. Из-за необходимости делать крюк стоимость перевозок резко возросла.
Посыпалась строительная отрасль. Сразу семь крупных строительных компаний Финляндии с оборотом более 10 млн евро в этом году подали на банкротство. Всего же в январе — сентябре обанкротились 390 строительных компаний Финляндии. За неполный год в строительной сфере страны произошло почти вдвое больше банкротств, чем за период с 2019 по 2022 год (250).
Всё это происходит на фоне снижения выданных разрешений на строительство, что свидетельствует о резком спаде экономики. По словам главного экономиста Союза строительной промышленности Йоуни Вихмо, текущая волна банкротств — это ещё не предел.
Безусловно, будет больше банкротств. Мы находимся в состоянии, похожем на финансовый кризис, только ещё более тяжёлом,
— говорит он.
В целом количество обанкротившихся финских компаний увеличилось на 21% по сравнению с прошлым годом.
Германия, Британия и ФранцияКризис ударил и по ведущим странам Западной Европы. В Британии на фоне санкций и отказа от дешёвого русского газа резко выросли цены и подскочила инфляция. Из-за непомерно раздувшихся цен на услуги ЖКХ стали закрываться мелкие лавочки и пабы (в Британии культура пива развита очень сильно, поэтому банкротство баров нанесло экономике огромный ущерб). В прошлом году в стране появилось движение "Не плати". Десятки тысяч людей отказываются платить за свет из-за резко подскочивших тарифов.
В Германии дела обстоят не лучше. После того как США взорвали газопроводы "Северный поток" и "Северный поток — 2", немцам не осталось ничего другого, кроме как пересесть с дешёвого русского газа на дорогой американский СПГ. В какой-то момент Берлину и вовсе пришлось расконсервировать угольные шахты из-за нехватки энергии. А поскольку Европа выстрелила себе дуплетом по ногам, введя эмбарго ещё и на русский уголь, данное топливо пришлось покупать у Колумбии. Разумеется, в разы дороже, поскольку на стоимость накладывается цена перевозки по морю.
Тут вообще прекрасно всё. Германия, где ещё недавно бесновалась партия зелёных во главе с Анналеной Бербок (нынешняя глава МИД ФРГ), которая всеми силами срывала запуск ещё не взорванного в то время "Северного потока — 2", теперь покупает уголь — самый грязный с точки зрения экологии вид топлива. И покупает у колумбийского поставщика, который, по слухам, заставляет работать в шахтах детей. Немецкие правозащитники и экологи молчат.
Второй удар по экономике Германии тоже нанесли американцы. Президент США Джо Байден, борясь с рецессией в собственной стране, запустил специальную программу по переманиванию крупного европейского бизнеса. Штаты обещают компаниям налоговые льготы, низкие цены на электроэнергию и даже заводы готовы построить за свой счёт — только оформите американскую прописку. Сильнее всего от программы заокеанского "друга" пострадала Германия, которая была одной из ведущих экономик в Евросоюзе. Audi, BMW, Schaeffler, Siemens Energy, Aurubis — все они расширили своё производство в США. Переносить производство в Америку начали и немецкие автогиганты вроде Volkswagen и Mercedes-Benz.
При этом американский производитель электромобилей Tesla приостановил планы по производству аккумуляторных батарей в Германии, чтобы получить налоговые льготы по программе Байдена.
Непростые времена настали и для Франции. Она немного проще пережила энергетический кризис, поскольку Парижу, в отличие от Берлина, хватило ума не закрывать все свои атомные электростанции. Однако постигнувший Евросоюз злой рок отразился и на Пятой республике. Сначала экономику страны подточили нескончаемые протесты и забастовки. Франция пережила бунты жёлтых жилетов, протесты против пенсионной реформы, а также погромы из-за убийства полицейскими арабского подростка.
Потом в Нигере произошёл военный переворот, в ходе которого от власти был отстранён профранцузски настроенный президент. И теперь вся французская энергетика может встать, поскольку около 40% урановой руды для АЭС Париж покупал у Нигера, причём за копейки, пользуясь своим влиянием в бывшей колонии. Теперь африканская страна приостановила экспорт урана и золота во Францию. А если рынок Нигера останется закрыт, у кого брать уран? У России, которая является одним из крупнейших поставщиков? На это французские политики пойдут, только если ситуация окончательно зайдёт в тупик.
Если кризис в небольших дотационных европейских странах вроде Прибалтики или Молдавии это просто локальная неприятность для ЕС, то вот кризис у донорских членов европейского сообщества, которые тащат на себе аутсайдеров, это уже серьёзная проблема. Британия вышла из Евросоюза и больше не тратит деньги на страны-содержанки, а ситуация в Германии и Франции стремительно ухудшается. Если Берлин и Париж не смогут преодолеть свои проблемы, то есть вероятность того, что весь Евросоюз рассыпется как карточный домик. Просто потому, что кормить всю эту ватагу ничего не производящих микрогосударств будет некому.
Идеальный штормЕвропа сама загнала себя в такую ситуацию. Сначала как одержимая вливала деньги в зелёную энергетику, которая не выстрелила. Потом ввела санкции против России, отказалась от дешёвых русских энергоресурсов и пересела на дорогой американский сжиженный природный газ. Прибавьте к разразившемуся энергокризису уход с выгодного русского рынка, разрушение устоявшихся цепочек поставок, безумные траты на жизнеобеспечение агонизирующего режима Зеленского в Киеве, содержание миллионов украинских беженцев — и вы получите идеальный шторм.
Тут нужно напомнить, что своему благополучию, которым так кичится глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, называя Европу "цветущим садом", ЕС обязан другим странам. Старый Свет столетиями выкачивает ресурсы из африканских стран и покупает русский газ за копейки. Только наличие дешёвого сырья позволяло той же Германии развить у себя мощную промышленность. Теперь халява кончилась.
С Россией Запад разорвал все связи, а Африка начинает просыпаться и стряхивать с себя оковы неоколониализма. Только за последние несколько лет произошли перевороты в Мали, Буркина-Фасо, Нигере и Габоне — все являются бывшими колониями Франции, откуда Париж вывозил ресурсы и куда поставлял свои товары.
Что же касается нашей страны, то она чувствует себя вполне неплохо. ВВП России, по прогнозу МВФ, вырастет в этом году на 0,8%. При этом президент России Владимир Путин, ссылаясь на экономистов, дал куда более позитивный прогноз — 1-2%. И это несмотря на тысячи санкций и продолжающуюся спецоперацию на Украине. Для сравнения: ВВП Британии в этом году должно сократиться на 0,4%. А это одна из самых мощных экономик Европы, которая не скована никакими надуманными ограничениями.
Демонстративный уход западного бизнеса, за которым наши политики в 1990-х бегали, как лакей за барином, освободил нишу для отечественных компаний. Импортозамещение впервые за десятилетия начало развиваться на деле, а не на словах. То, что должно было "разорвать русскую экономику в клочья", на деле дало ей мощный толчок к развитию.
А кража резервов Центробанка со стороны США и Европы сильно подорвали веру в доллар и евро. Развивающиеся страны, за которыми будущее, один за другим отказываются от этих ненадёжных валют. И вот уже БРИКС обсуждает идею запуска своей международной резервной валюты, которая должна стать альтернативой ничем не обеспеченным зелёным бумажкам.
Американский миллиардер глава компаний SpaceX и Tesla Илон Маск счёл закономерной эту ситуацию. Он заявил: "Если вы превращаете доллар в оружие, не удивляйтесь, что от него начнут отказываться".
Санкционная политика тоже провалилась. Президент Финляндии Саули Ниинистё в интервью газете Monde признался, что уход всех финских компаний с российского рынка не дал никакого результата. Если кто и пострадал, то сами финны.
К сожалению, кажется, этот механизм неэффективен,
— констатировал он.
Хорошо, что Ниинистё наконец понял бессмысленность санкционной политики, но менять что-то уже слишком поздно. Глобальные сдвиги в экономике уже происходят. И Западу пора привыкать к тому, что он больше не самый богатый и влиятельный.
"А как у них?"Всего за пару десятилетий нас приучили не перенимать лучший опыт стран мира, а жить с оглядкой на других. Но если приглядеться, так ли всё хорошо там, где нас нет? Разбираемся предметно. Царьград рассказывает о мировом опыте в той или иной сфере жизни. Мы не говорим, что у них плохо, а в России хорошо. Просто приводим факты, в том числе показывая, к чему мы можем стремиться, а о чём лучше забыть навсегда.
Свежие комментарии