На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 367 подписчиков

Свежие комментарии

  • Михаил Еграшин
    Даже рубаху у Зели уже отжал.Новый конкурент З...
  • АндрейБорков
    Потери растут, ту...
  • Аким Воземчук
    Если в США такой чудной Президент,то что стоит ожидать от американского обывателя.Несчастный народ,совсем разума лиш..."Надеюсь, его не ...

У границ России снова полыхает пожар: Отец Андрей Ткачёв признал, что мы немного недомолились

Безусловно, это Украина, это Белоруссия, где качается что-то очень похожее на украинский Майдан, и там недавно проходили демонстрации с битьём полицейских и другими, уже знакомыми нам по Украине вещами. Продолжается конфликт между Азербайджаном и Арменией, он не затухает. Это территориальный конфликт: эти республики имеют взаимные территориальные претензии, проблема Карабаха и прочее.

И вот сейчас там опять началась горячая фаза, погибают люди с обеих сторон, армяне и азербайджанцы схлёстываются в рукопашных у азербайджанского посольства в Лондоне. То есть это имеет интернациональное преломление, потому что большие диаспоры есть в разных странах.

Мы не будем здесь анализировать, кто прав, кто виноват – это дело политологов, историков, военных корреспондентов. Я только вот что скажу. Церковь постоянно призывается к молитве за весь мир. Например, в Мирной ектении мы говорим: о мире всего мира Господу помолимся. О мире во всём Космосе.

Мир в славянском языке пишется через и десятеричное и через и восьмеричное. Там, где через восьмеричное, надо понимать его как спокойствие, отсутствие войны, а там, где через десятеричное, как Космос, Вселенную, ойкумену, населённую часть земной суши. Толстой, кстати, когда писал "Войну и мир", он подразумевал войну и Вселенную, войну и людей. Война и дворяне, война и мещане, война и мирские люди, война и военные, война и женщины – в этом смысле он писал.

И мы, христиане, должны молиться Богу о мире всего мира. Если где-нибудь что-то полыхает, в принципе, можно сказать, что христиане недомолились. Почему я говорю, что нужно, чтобы храмы были постоянно открыты, чтобы люди в них ходили и сознательно участвовали в богослужении. Просьба о мире всего мира – это постоянная просьба многих молитвословов, многих молитвословий наших, литургических. Например, мы "добрых и полезных душам нашим и мира мирове у Господа просим" в Просительной ектении. То есть и в Мирной, и в Просительной, и в Заамвонной молитве постоянно священник и люди молятся, чтобы Господь дал миру мир.

Внутри мира, безусловно, живут неисцелимые противоречия. Одна из важнейших истин веры звучит примерно так: понимал ли ты, что мир болен так, что человеческими силами его не исцелить? Открыта ли твоему сердцу та печальная истина, что мир глубоко болен, болен неисцелимо, что ни технологический прогресс, ни социальные эксперименты, ни вся эта кибернетика социальных отношений не способны исцелить раны общества?

Словосочетание "раны общества" впервые встречается у Исаии. За полтысячи лет почти до Рождества Христова Исаия пишет о некоем человеке, за которого все схватились и кричат: помогай нам. Он говорит: я не могу исцелить раны общества.

Одна из истин веры нам говорит: смирись, человек, – в том смысле, что мы не можем исцелить раны мира. То есть вражда глубоко укоренилась в человеке: вражда национальная, расовая, гендерная, вражда по имущественному признаку, классовые противоречия – есть куча разных разъедающих нас греховных понятий. Но тем не менее Церковь должна постоянно молиться о мире всего мира.

И святые отцы говорят нам о том, что именно молитва Церкви удерживает мир на краю. Может быть, молитва отдельного пустынника, одного человека, которого мы в глаза не видали, может держать всю Вселенную. Люди, уходящие из мира в монастыри или в расселины горные, или в пещеры, или в пропастях земных находящие себе пустынные места, как птицы – гнёзда, молящиеся Богу за весь мир, – вполне реально могут удерживать Вселенную от катастроф. То есть молитвой стоит Вселенная, молитвой праведников.

И когда мы с вами в новостях слышим об очередном военном конфликте, то, в принципе, единственная польза от этой услышанной новости заключается в том, что мы можем молиться Богу о мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и о спасении душ наших. То есть мы должны переживать о людях, переживать о себе самих.

И для этого у нас есть литургия – как таинство Царства, как всеобъемлющая служба, охватывающая всю Вселенную со всеми живыми, усопшими и нерождёнными. Служба, приводящая к Богу весь мир. Служба, примиряющая с Богом всю Вселенную. Эта служба нам дана. Это наше оружие, по сути, это наш рычаг влияния на мировую политику.

Когда-то Силуан Афонский на Афоне разговаривал с монахами своего монастыря. Они говорят ему: вот мы, отец Силуан, читаем газеты. И из газет узнаём, как страдает человечество. Это полезно нам: мы видим, как плохо людям, живущим в миру. Он говорит: а молящееся сердце не нуждается в газетах, чтобы знать, как страдает человечество. Молящееся сердце само в себе внутри знает, насколько болен человек и насколько страждет человеческое естество. То есть, в принципе, святому не нужно газет читать, чтобы помолиться.

Но мы погружены в информационные потоки. Через нас промывается огромное количество информации. Повторяю: узнавая о каком-нибудь военном конфликте, о гибели людей, чьём-нибудь несчастье, не поленитесь перекреститься и вздохнуть: "Господи, помилуй!". А в особенности, будучи на литургии, будьте внимательны к службе: мы постоянно молимся о мире всего мира. Нам это важно. О благостоянии святых Божиих церквей, о всякой пользе для душ наших и о спасении всей Вселенной. Церковь молится об этом, и если где-то опять разгорается пожар, значит, как бы ни было это пафосно, христиане немножко недомолились.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх