В Варшаве сразу же заявили, что ЕС признал возможность строительства, однако требует дальнейшего обсуждения технических параметров канала. Однако вслед за этим в Брюсселе опровергли польское толкование решения европейских чиновников. Там подчеркнули, что Европейская комиссия не согласна с самим проектом в принципе.
Они не уверены, что канал нужен и целесообразен. Однако оговорились, что обсуждение технических вопросов будет продолжено. Пока же полякам следует прекратить строительные работы.Для нынешних польских властей решение Брюсселя, словно ушат холодной воды на голову. Отношения с Европой у Варшавы и так не слишком ладятся — существуют и проблемы с верховенством права, и разногласия по вопросу приёма мигрантов. А тут ещё и канал. Получается, что антирусская риторика не всегда помогает. А ведь речь шла почти о сакральных для польских националистов вещах — об американской военной базе у самых русских границ и очередной попытке хоть как-то подразнить Россию.
Однако что-то, видимо, пошло не так. Так в чём же дело?
Немного географии
Балтийская (ещё её называют Вислинская) коса — это полоска земли, которая отделяет Калининградский залив от Гданьского залива и Балтийского моря. Общая длина косы — 65 километров, 35 из них принадлежат России.
Со стороны Польши коса соединена с сушей, а в наших территориальных водах отделена от неё Калининградским проливом.За косой на польской территории, на берегах реки Эльблонг, стоит одноимённый старый польский город, где недавно был обновлён порт, выстроены новые причалы, грузовой и пассажирский терминалы, а также пограничный пункт. К тому же в 2016 году было принято решение, что в Эльблонге будет расквартирована батальонная группа НАТО (на базе польской Поморской дивизии). Кроме того, польские националисты грозились насыпать в Калининградском заливе у самых наших границ искусственный остров и устроить там военную базу. Несуществующий остров уже обозвали весьма красноречиво и даже несколько льстиво по отношению к своим американским хозяевам — «Форт Трамп».
Российско-польская граница на Балтийской косе. Фото: globallookpress.com
Однако существует одна загвоздка, которая никак не вяжется со всеми этими великопольскими планами. Чтобы попасть в Эльблонг, суда из главного польского порта Гданьска должны проходить через русские территориальные воды. То есть обо всём надо договариваться с Россией. Даже чисто географическая зависимость от России для польских властей, как острый нож в сердце.
В результате поляки решили рыть канал. Эта уникальная водная артерия длиной 1,3 километра и глубиной 5 метров должна была пройти в районе деревни Жаворонки (по-польски — Сковронки) в Поморском воеводстве. Строительство предполагали завершить в 2022 году. Весь этот проект, помимо всего прочего, стал любимой идеей лидера правящей польской партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского.
Польша явит свой суверенитет созданием канала через Балтийскую косу, — с пафосом восклицал он. — Я ещё не знаю, кто, но кто-то из членов правительства воткнёт первую лопату, потому что все формальности решены и деньги предусмотрены.
Конечно, трогательно, что поляки решили рыть свой стратегический канал лопатами, но возражения пришли оттуда, откуда они их совсем не ждали — из Брюсселя…
Непоправимый ущерб ландшафту
Вся беда в том, что строительство канала способно нанести катастрофический ущерб всей экологической системе и экономике региона. На сегодняшний день Балтийская коса — одна из главных рекреационных зон Польши. Здесь же расположен один из самых привлекательных польских курортов — Морская Крыница.
Если по каналу пойдут суда, и тем более будет устроен насыпной остров и военная база, то с туризмом придётся распрощаться. Кроме того, из польской акватории Калининградского залива уйдёт вся рыба, а рыболовство — одно из главных занятий местных жителей и источник их дохода. Таким образом, и без того хрупкой экологической системе балтийского побережья будет нанесён непоправимый ущерб. Качиньский со товарищи, разумеется, об этом не думали. Для них главное — ни в чём не зависеть от России. Но в Брюсселе при этом господствуют совсем другие настроения. Там полагают, что сохранение экологического равновесия — одна из самых существенных стратегических задач европейского развития. Да и позиции «зелёных» в Европарламенте как никогда сильны.
Пляж в Морской Крынице. Фото: Robson90/shutterstock.com
В итоге с каналом Польше придётся всё же обождать. И хотя пока неизвестно, чем окончательно завершатся все эти радения, по крайней мере, внушает оптимизм то, что в холодной балтийской воде было обретено немного здравого смысла.
Немного истории
Хотелось бы напомнить, что до Второй мировой войны Гданьск (Данциг) был вольным городом, а большая часть территории Поморского воеводства принадлежала Германии. В состав Польши входило только несколько десятков километров балтийского берега в районе городка Пуцк. Возвращение Польше Гданьска с Гдыней, а тем более Эльблонга и окрестностей стало возможным только благодаря победе Советского Союза над нацистской Германией. Однако ждать благодарности от поляков бессмысленно. Мы это знаем ещё с начала позапрошлого века, когда в ответ на конституцию для Царства Польского мы получили Польское восстание 1830 года.
И всё-таки желание польских властей — даже вопреки собственным экономическим интересам и экологической безопасности — «хоть чучелом, хоть тушкой», но постоянно дразнить Россию вызывает непреходящее удивление. Хорошо хоть, что в Европейском союзе время от времени торжествует здравый смысл вопреки уже ставшей привычной антирусской риторике.
Если же история с каналом ещё больше ухудшит отношения польских националистов с Евросоюзом, мы точно плакать не станем. Да и рядовым гражданам Польши, скорее всего, от этого тоже ни холодно ни жарко. По крайней мере, возможно, жителям Балтийского берега на территории Поморского воеводства ещё хватит рыбы и туристов, чтобы прокормить себя и свои семьи, и не придётся в массовом порядке уезжать в Германию на заработки.
Свежие комментарии