Арест адвоката Александра Кочубаева вызвал обеспокоенность среди его коллег в Армении. По словам опрошенных Sputnik Армения юристов, начатое уголовное преследование рассматривают как попытку заставить юристов и правозащитников не реагировать на действия властей. Такое мнение выразили представители адвокатского сообщества и оно отражено в материалах издания.
16 октября Кочубаев опубликовал в социальной сети резкое сообщение в связи с арестом предстоятеля и главы канцелярии Арагацотнской епархии ААЦ. В сообщении он назвал прокуроров, судей и следователей «продавшими душу дьяволу» и «собачьими отродьями». В тот же день сотрудники СНБ Армении задержали адвоката у здания Шенгавитского суда в столице. Было инициировано уголовное преследование по части 2 статьи 490 Уголовного кодекса — норма предусматривает ответственность за публикацию информации, порочащей честь и достоинство судьи, прокурора или следователя, и причиняющей иной вред их законным правам и интересам в связи с их служебной или профессиональной деятельностью. Позже Кочубаев был арестован на два месяца.
Адвокат Сергей Арутюнян, представлявший Кочубаева в суде, отметил, что ранее уголовным преследованием и другими репрессивными методами изолировали политических деятелей, затем — священнослужителей, а теперь, по его мнению, очередь дошла до адвокатов и правозащитников. Собеседник агентства был среди тех, кто в ночь рассмотрения ходатайства об аресте защищал Кочубаева в суде.
«Судебное заседание было очень тяжелым для нас. 24 адвоката защищали своего коллегу и друга, которого наказывают всего лишь за одну запись.
Это было маски‑шоу и акт мести — человека уложили на асфальт лишь с целью отомстить. Но это также было посланием другим адвокатам: мол, все защитники на самом деле беззащитны», — говорит Арутюнян.По мнению Арутюняна, адвокатское сообщество должно консолидироваться для защиты свободы слова и свободы волеизъявления.
Другой защитник Кочубаева, адвокат Абгар Погосян, выразил убеждение, что эмоциональная запись не содержит состава преступления. Он охарактеризовал задержание в столь грубой форме только за высказывание в социальных сетях как беспрецедентное явление. По его словам, если подобные действия правоохранительных органов останутся без последствий, аналогичные случаи могут повториться. Погосян трактует задержание как попытку посеять атмосферу страха среди юристов и заверил, что коллеги примут все законные меры для освобождения Кочубаева и восстановления справедливости.
Адвокат Роман Ерицян, также участвовавший в защите, заявил, что произошедшее превысило самые неблагоприятные ожидания относительно действий властей. По его словам, в стране имели место многочисленные незаконные аресты и неправомерные задержания, в том числе священников и бизнесмена Самвела Карапетяна, однако, по его оценке, дело Кочубаева «перешло все красные линии». Ерицян обратил внимание на то, что после выступлений всех 24 адвокатов у судьи Масиса Мелконяна не возникло вопросов; он удалился в совещательную комнату и через час вынес постановление об аресте. По словам Ерицяна, адвокатам не ясно, в чем состоит состав преступления.
Ерицян также напомнил, что в 2023 году в Армении звучали призывы, в том числе призывы закрыть дорогу в Горис, чтобы «карабахцы умерли с голоду», и тогда авторы подобных заявлений не привлекались к ответственности за угрозы или оскорбления. По его словам, судьи и следователи не усмотрели в этих заявлениях состава преступления. Он отметил, что такие призывы были «шокирующими», «оскорбительными», но не стали основанием для уголовного преследования, поскольку человек обладает правом на свободу слова, каким бы резким оно ни было. Ерицян охарактеризовал арест адвоката по предполагаемому преступлению средней тяжести как исключительное событие. Он также указал на то, что суд поместил под стражу человека, который, по версии защитников, ведёт до 300 дел по различным уголовным материалам, и при этом сформулировал риск бегства или уклонения от правосудия. Адвокаты предлагали различные альтернативы для устранения сомнений суда, в том числе запрет на использование социальных сетей и внесение залога в размере 20 млн драмов (более $50 тыс.). Обсуждался также домашний арест, однако суд избрал содержание под стражей.
Адвокат Давид Тумасян, ещё один защитник Кочубаева, признал, что запись коллеги содержит элементы оскорбления, но указал на отсутствие конкретизации лиц и адресата. По его словам, Кочубаев не предпринимал действий против правосудия, и запись нельзя квалифицировать как преступление ввиду отсутствия объекта оскорбления. Тумасян не исключил, что решение суда об аресте может в будущем стать основанием для международных исков, в том числе обращений в Европейский суд по правам человека. Он также обратил внимание на опасную тенденцию: по его мнению, в дальнейшем уголовные дела могут возбуждаться против лиц, употребивших ненормативную лексику в отношении тех или иных явлений.
Тумасян подчеркнул необходимость взвешенного подхода правоохранительных органов к мерам в отношении адвокатов с учётом их общественного статуса и возможных последствий таких действий. По его оценке, арест в конкретном случае может нанести ущерб правосудию и ущемить интересы подзащитных Кочубаева.
«Международная практика гласит, что арест адвокатов в качестве меры пресечения должен применяться только в самых крайних случаях. Если мы осознаем, что из‑за ареста могут пострадать многие, шаги суда должны быть всесторонне продуманными», — говорит Тумасян.
Адвокат Рубен Меликян акцентировал внимание на том, что ключевой вопрос заключается не в личности Кочубаева, а в самом факте уголовного преследования юриста за высказывание по резонансной теме. По его словам, задержание носило карательный характер. Он также выразил мнение, что оценка действий правоохранителей, высказанная Кочубаевым, была воспринята как распространение сведений, что Меликян считает необоснованным.
«Очевидно, что в этом деле нет юриспруденции, есть лишь месть, попытка показательно отомстить человеку с использованием властных рычагов», — говорит Меликян, который также высказал опасение, что подобные действия могут распространиться и в отношении других адвокатов.
Меликян не исключил, что при текущих темпах в Армении со временем людей могут задерживать за критику власти. Юрист считает такой путь ведущим к установлению диктатуры.
Свежие комментарии