В сегодняшней, третьей части нашей беседы владыка Тихон рассказывает о том, допустимо ли изображение Сталина в храме, о возможности преодоления разделения русских на красных и белых, ситуации в возглавляемой им Псковской митрополии и об одном удивительном пророчестве-предостережении псково-печерского старца архимандрита Иоанна (Крестьянкина).
Первую часть интервью можно прочесть здесь. Вторую – здесь.
Сталин, "Патриот" и точка в гражданской войне
"Царьград": Владыка, к сожалению, сегодня всё чаще православных пытаются столкнуть друг с другом. Недавний случай. Парк "Патриот". Фактически уже возведён главный военный храм. И среди храмовых изображений была историческая фреска с изображением Сталина. Начался шум, что Церковь занимается апологией Сталина.
Мы ровно 13 лет назад воссоединились с Русской Зарубежной Церковью, известно, как много Вы для этого сделали. В прошлом году воссоединились с Западноевропейской Архиепископией, тоже эмигрантской частью нашей Церкви. Но до сих пор православных людей пытаются разделить на белых и красных. Вы, конечно же, следили за ситуацией с храмом в парке "Патриот", и как бы всё это прокомментировали? Как можно прекратить эту гражданскую войну столетней давности?
Митрополит Тихон (Шевкунов): Мозги включать иногда. Вот именно для того, чтобы прекратить гражданскую войну, и многие другие проблемы, иногда включать мозги. При всём понимании, что Сталин – великий государственный деятель (никто этого, думаю, не отрицает, как и того, что Диоклетиан был великим римским государственным деятелем), его изображение в храме совершенно неуместно. В литургическом пространстве оно совершенно неуместно.
Как и изображение Владимира Владимировича Путина. Я когда это увидел, был абсолютно убеждён, что он отреагирует просто как опешивший человек. Собственно говоря, так примерно и получилось. В общем, повторюсь, надо мозги включать. И тогда меньше будет проблем... В другом месте – пожалуйста, есть историческая часть [парка "Патриот"]. Там есть музеи. Но в литургическом-то пространстве зачем всё это делать?
Ц.: Ну а можно ли всё-таки поставить точку в той гражданской войне?
Владыка Тихон: Думаю, что очень нескоро. Вот, американцы до сих пор не могут поставить точку в своей гражданской войне полторы сотни лет. Поэтому не думаю. Тем более, когда вдруг находятся люди, которые говорят о том, что поставить точку – это значит, примирить. Но как можно примирить Троцкого и Деникина, Ленина и Государя?
Помните, у Достоевского в "Братьях Карамазовых", когда Иван обращается к Алёше и рассказывает историю, как помещик затравил собаками ребёнка на глазах у матери, и говорит: "Как может примириться эта мать с этим зверем-помещиком?" Только в Царствии Небесном. Только Божией силой. Но нам на Земле примирять непримиримое – это становиться котами Леопольдами. "Ребята, давайте жить дружно". Дружно с кем? Не будет примирения, полного, здесь, на Земле. Будет прощение, если есть высокая душа, готовая простить. Но примирить остающегося на этих позициях... Если бы было полное примирение, то и ада бы не было...
Ц.: И здесь хотелось бы ещё раз вспомнить урок 13-летней давности, когда как раз на Вознесение, 17 мая 2007 года, произошло воссоединение с Зарубежной Церковью. Они ведь тоже нас долго называли "Красная Церковь", говорили "красные священники", "красные архиереи". А в итоге мы нашли общие позиции. Они поняли, что и мы не такие "красные", а мы осознали их правоту во многих вопросах. Насколько этот пример важен для нас и сегодня?
Владыка Тихон: Он важен. Хотя, на самом деле, мы в очень многих исторических вопросах не нашли примирения, то есть не встали на одну позицию. Но у нас есть один мир, один Альфа и Омега – Господь Иисус Христос. И мы стали едины не когда в философских беседах или в исторических дискуссиях пришли к консенсусу, и не тогда, когда стали уж настолько политкорректны, что решили: "Что белые, что красные – всё одинаково". Во многом мы остались, не понимая или не разделяя каких-то частных мнений, но мы стали едиными только тогда, когда мы увидели, что Господь Иисус Христос среди нас. Что Бог нас объединяет. Вот наше главное единство. А во второстепенном могут быть какие угодно расхождения.
Как возродить Псковские святыни
Ц.: Владыка, завершая, хотелось бы вам задать вопрос как главе Псковской митрополии. Когда-то Вы сказали, что когда рукополагают священника, а епископа это, в данном случае, касается вдвойне, он должен задуматься, что не только алтарю служит, но ещё и "прораб". Понятное, что у Вас сейчас огромная хозяйственная работа. Что удалось сделать за два года управления Псковской митрополией? Известно, что проблем огромное количество, и Вы об этом говорили прямо. Какова ситуация сейчас?
Владыка Тихон: Знаете, не сделано почти ничего, потому что для того, чтобы сделать, нужно всё всерьёз изучить, нужно создать концепцию, хороший проект. В частности, проект реставрации... Потом надо пройти все экспертные процедуры. Потом, прошу прощения, что опять и опять говорю об этом, надо средства изыскать. Потом – найти организации, которые смогут это всё воплотить в жизнь.
Поэтому сейчас идёт огромный предварительный процесс. Изучения, проектирования, согласования, и прочее, и прочее, и прочее. Мы начали укреплять аварийные склоны Псково-Печерского монастыря над пещерами. Это мы сейчас делаем, дренажи и прочее. Это – сверхсрочные работы. Также сейчас выходим на укрепление склонов в Святогорском монастыре, а там рушится целая стена, целый берег рушится в реку Великую, и даже целая башня уже нависает над рекой, вот-вот упадёт.
Псково-Печерский монастырь. Фото: официальный сайт Псковской митрополии
Но для того, чтобы это начать делать – надо финансировать. А для того, чтобы финансировать, даже если изыскали финансы, надо финансировать ту организацию, которой принадлежит этот берег. А берег, как выяснилось, не принадлежит никому. За 15 лет не нашли самого главного – собственника этого берега. Росприрода – не собственник, область – не собственник и так далее. Так вот, пришлось этот несчастный берег буквально силой навязать сначала одной организации, не буду уж называть, потом эта организация передала другой организации, а эта вторая организация передала уже Псковской области. И только сейчас, наконец, выделяется финансирование. И на всё это ушло, даже с моими небольшими возможностями, полтора года. А до этого 15 лет этого сделать не могли.
Поэтому всё непросто. Но сейчас идет мощнейшая работа по проектированию реставрации множества псковских памятников, наших храмов и монастырей. Кроме того, что это наши святыни, и это главное, это то, что будет десятилетия и столетия кормить и поить псковичей. Именно посмотреть на эти святыни, помолиться в них приезжает множество паломников и туристов из России и из-за рубежа. И именно эти средства пойдут в псковскую казну, на учителей, детей, на больных и так далее.
Ц.: Но ведь так должно быть не только в Псковской митрополии. Вообще вымирающая русская глубинка, огромное количество вымерших сёл и деревень, может, и она сможет возродиться таким образом?
Владыка Тихон: Ну, деревни, я не думаю, что возродятся. Потому что то экстенсивное сельское хозяйство, которое там велось, уже не сможет приносить тех урожаев. Просто людям из этих земель надо понемножечку делать какие-то "поместья". Для питерцев, для москвичей, всех, кто может взять эти земли и привести их в какой-то порядок, чтобы жить там.
Кстати, хорошее соседство, хорошие помещики здесь [на Псковщине] были прописаны: Александр Сергеевич Пушкин, например. То есть, хотите стать соседом Александра Сергеевича Пушкина – берите себе земельку в Псковской области, она недорогая. Приезжать сюда сейчас просто будет: уже и самолёты, и поезда. А что касается промышленности Пскова – она невелика, но постепенно всё налаживается. И остаются ребята, и возвращаются те, кто уехал в Москву или Питер. Не с той интенсивностью, с которой хотелось бы, но делается это.
Митрополит Тихон совершает заупокойную литию на могиле Александра Пушкина в Святогорском монастыре. Фото: официальный сайт Псковской митрополии
Сейчас мы проектируем огромный культурно-спортивный центр в самом Пскове. Там будут разные клубы по интересам, спортивные клубы для всех возрастов. Это будет и пространство, где люди смогут общаться, и, конечно же, церковная составляющая. Вот так надо делать жизненное пространство. И я вспоминаю одного из своих преподавателей по институту, Мераба Константиновича Мамардашвили, он сетовал, что в Москве нет жизненного пространства, где можно выпить чашечку кофе.
Так вот, это жизненное пространство, и церковное, и светское, должно в нашей стране возрождаться, и оно возрождается, оно уже существует. И расширяется. И вот тогда постепенно-постепенно всё наладится. Надо просто, помните, как сказал один великий дагестанец: работайте, братья! Вот это великое слово великого человека.
Ц.: Дай Бог, владыка. И дай Бог Вашего оптимизма, Вашей пассионарности и энергии и другим архиереям нашей Церкви, и нашим светским руководителям. Ну а поскольку мы начали нашу беседу "с конца", с Конца времён, хотелось бы и завершить подобным образом. Хотелось бы понять: когда же всё это закончится? Когда мы сможем посетить Псково-Печерскую обитель, где Вы сейчас находитесь, и в которой, к сожалению, последние месяцы нет паломников?
Владыка Тихон: В первую очередь, я хотел бы поблагодарить всех тех паломников из Москвы и Санкт-Петербурга, которые не приехали к нам. Ещё в феврале я обратился к вам с просьбой не посещать Псково-Печерский монастырь. Тогда многие не поняли и даже обиделись на такие слова. Но здесь у нас очень много престарелых людей. И наш город, Печоры, тоже, в основном, город людей "за 60".
Если бы сюда, как во многие места России, в том числе монастыри, завезли бы эту болезнь, то Псково-Печерский монастырь мог бы стать (слава Богу, этого не было) эпицентром болезни. Поэтому спасибо вам за понимание, сердечно благодарю и призываю на вас благословение Божие за ваше рассуждение, за вашу любовь и терпение. Терпением вашим стяжите души ваши. И никто из нас не стал невольным виновником болезни или чего худшего, по отношению к нашим ближним. Это самое-самое главное. Чтобы по нерадению или неразумию этого не произошло.
Уличное богослужение в Псково-Печерском монастыре в день Отдания Пасхи. 27 мая 2020 года. Фото: официальный сайт Псковской митрополии
Что касается того, когда. Не знаю. Сейчас мы служим на улице. Сегодня был замечательный солнечный денёк, и это было прекрасно. Вчера был дождливый день, и это тоже было прекрасно. Потому что мы служили, люди причащались, все под зонтиками. Но, всё равно, дух и ощущение таковы, что это по-настоящему непередаваемо. И я думаю, что, возможно, где-то в июле Псково-Печерский монастырь на какой-то период будет доступен для паломников.
Но, конечно, такие надежды – это гадание на кофейной гуще. Дай Бог, чтобы они сбылись. Но мы понимаем, что, скорее всего, будет и осенняя, и зимняя вспышка, как это всегда бывает с гриппами и ОРВИ. И к этому надо готовиться. Мы готовим и помещения, на всякий случай, для больных, и для наших монахов, и для жителей Печор. Дай Бог, чтобы это миновало, и эти приготовления были не нужны. Мы молимся об этом, но всегда надо быть готовым к тяжёлым испытаниям.
Предостережение отца Иоанна (Крестьянкина)
Ц.: Конечно, все мы переживаем, владыка. У каждого из нас уже есть знакомые или знакомые знакомых, которые уже пострадали от вспышки этого заболевания. Скажем прямо, страх существует. И мне бы хотелось, чтобы в заключение Вы обратились к нашим зрителям со словами архипастырского благословения. В том числе связанного с сегодняшней ситуацией.
Владыка Тихон: Я обращусь со словами отца Иоанна (Крестьянкина). В 2000 году мы услышали от отца Иоанна удивительную историю. Он сказал, что ему дважды подряд, две ночи, было видение, не сон, а видение. За его 96 лет с ним происходило такое всего два-три раза. И один из этих случаев был в декабре 2000 года. День за днём он видел какую-то страшную, тяжёлую картину, о которой не хотел нам говорить. Но сказал и записал слова, которые были ему сказаны:
Стой и смотри, что Я попустил для вразумления людей. Виновных не ищите. Виновных не ищите. Молитесь. Будьте всегда и во всём очень осторожны.
Что это было – мы не понимали. Спрашивали у батюшки, но он нам ничего не отвечал. И вот сейчас нам представляется, что это похоже, хотя я не могу сказать, что это 100% то, о чём говорил отец Иоанн, но очень похоже на то, что происходит сейчас. Запись этой цитаты отца Иоанна хранится в его келье. Мы её многократно публиковали, и в 2006-м, и в 2009 году. Вы можете найти келейные книги отца Иоанна, и там это всё опубликовано, вся эта фраза и вся эта история там есть. И мне нечего добавить в эти сложные времена.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (в центре), архимандрит Тихон (слева) и архимандрит Анастасий (справа). Фото: pravoslavie.ru
Вот, вы сказали, что я оптимист, спасибо вам большое. Это высокое определение для сегодняшнего дня. Но мне самому кажется, что я всё-таки реалист. И именно отец Иоанн придал нам это направление поведения при нашем сегодняшнем испытании. Храни всех Господь. Христос Воскресе!
Свежие комментарии