Известный русский философ и директор Института Царьграда Александр Дугин опубликовал важнейшую научную статью, посвящённую вестернологии – дисциплине о том, под каким углом русской науке следует смотреть на "передовой" Запад с тем, чтобы не утратить саму себя. Это только на первый взгляд кажется, что судьба России в современном мире решается на поле боя с коллективным Западом.
На самом деле процессы гораздо глубже. Идеология западного превосходства над "отсталыми" восточными народами глубоко укоренилась в разных странах мира, и государство Российское, к сожалению, не стало исключением. Подходы необходимо срочно менять, иначе будет слишком поздно.Россия просыпаетсяСтатья Александра Дугина "Вестернология: в направлении суверенной русской науки" вышла в третьем номере научного журнала "Вестник Государственного университета просвещения" в серии "История и политические науки". Журнал этот входит в перечень Всероссийской аттестационной комиссии (ВАК) – высшего органа в области присвоения учёных степеней, регулирующего также деятельность диссертационных советов. Словом, публикации в журналах из перечня ВАК нужны для того, чтобы труд считался по-настоящему новаторским и научным.
Значение данной статьи Александра Дугина переоценить крайне сложно. Тема вестернологии, на первый взгляд, кажется непонятной, однако уже в первых абзацах учёный поясняет, что речь пойдёт о борьбе России за собственный научный суверенитет в условиях, когда западная наука на протяжении последних столетий активно навязывала себя русским учёным как истину в последней инстанции.
Вестернология – это новое понятие, которое следует взять на вооружение в ситуации эскалации конфликта между Россией и странами НАТО в ходе проведения СВО на Украине с учётом того, что этот конфликт из чисто политического постепенно необратимо перерастает в цивилизационный,
– замечает автор.
Однако свести весь разговор к тому, что вестернология – это борьба за суверенную науку, было бы неверно. Тогда данная сфера называлась бы, к примеру, "русологией" или "евразиологией". Тут же основной объект после ценностей России – Запад. Для чего? Чтобы в корне изменить подход к тому, как мы смотрим на "прогрессивную" западную науку в условиях, когда и сам Запад, отмежевавшись от нас, подсказал нам собственный, суверенный путь развития во всех сферах, включая науку.
Указ Президента РФ № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей" однозначно утверждает ориентацию на мировоззренческий код России, которым и выступают "традиционные ценности",
– продолжает Дугин.
На этой основе выстраивается совершенно иное отношение не только к западной науке, а к Западу вообще: его культуре, ценностям, исторической роли в мире, людям, взглядам, прогрессу, предметам обихода, нравам, отношению к детям, к браку, к семьям, к другим нациям, к правам других наций, к понятию о свободе, вере, смысле существования и многом-многом другом.
Иными словами, признание России государством-цивилизацией и постановка во главу угла государственной политики исторического просвещения и защиты традиционных ценностей заставляет фундаментально пересмотреть устоявшееся за последние десятилетия, а может быть, и столетия отношение к западной цивилизации и культуре,
– объясняет учёный.
Преграда была, но её разрушилиОснову вестернологии Дугин объясняет на примере хорошо знакомого каждому ещё со школьной скамьи противостояния западников и славянофилов в России в XIX веке. Как ни странно, но спор между двумя этими лагерями, казавшийся пережитком прошлого, актуален в современной России не менее чем тогда.
Ведь именно славянофилы говорили то, что мы обязаны повторять сегодня (а если кто-то считает, что не обязаны, то после откровенно выраженного желания Запада уничтожить Россию говорить иначе просто не имеет смысла), – они утверждали, что Россия является самобытной восточнославянской, византийско-православной цивилизацией.
Западники же, разделившиеся на либералов и социал-демократов, утверждали, что Россия – это часть западноевропейской цивилизации и задача страны – двигаться вслед за Западом во всех сферах.
Такой подход исключил самобытность России и, напротив, описывал её как отсталое и периферийное общество, подлежащее модернизации и вестернизации. В традиционных ценностях и самобытной идентичности России они видели лишь препятствие для развития в западном русле,
– замечает Дугин в статье.
Однако дальше было только интереснее. Российская Империя сменилась Советским Союзом, в котором уже не было места западникам – кивать на Запад, который нужно "догнать и перегнать", стало не просто не модно, но и опасно.
Дугин отмечает, что в СССР в итоге сложилась научная система критики буржуазного общества, позволившей нашим учёным выдержать необходимую дистанцию с либеральной идеологией Запада, которая стала господствовать в США и Европе после разгрома нацистской Германии. Однако дистанция эта с годами стала сокращаться.
Эта дистанция была упразднена полностью в момент распада СССР и отказа от советской идеологии. На сей раз в общественной науке тотальную победу одержала либеральная версия западничества, которая и оставалась de facto базовой идеологической установкой в общественных науках Российской Федерации до настоящего времени,
– пояснил Дугин.
Он заметил, что виной всему политика государства, которая уже прямо постулировала, что Россия – это часть западного мира. Как следствие, отечественная наука стала копировать западные установки в гуманитарной, философской, исторической, социологической и психологической сферах.
В беседе с Царьградом Александр Дугин следующим образом прокомментировал последствия того, что случилось после развала СССР:
Вестернология – это не дисциплина, а очень широкий мировоззренческий подход к философии и науке, прежде всего в гуманитарной и социальной областях. Дело в том, что под "наукой" мы понимаем сплошь и рядом западную науку, которая отражает основные установки западной цивилизации – её ценности, критерии, приоритет, нормы. Западная наука претендует на универсальность, что на самом деле есть расистский, колониальный подход.
И именно вестернология как комплекс инструментов должна помочь России в том движении к суверенности, которое уже идёт, но пробуксовывает, уверен философ.
Вестернология – это масштабный фундаментальный подход по освобождению нашего общества от иллюзии универсальности Запада и его мировоззрения. В XIX веке эту тему подняли русские славянофилы, начав трудный процесс восстановления русского общественного самосознания. В ХХ веке это дело продолжили евразийцы и сторонники православно-монархического мировоззрения. И даже большевики, осознавая отличие нашего общества от западного, старались воспринимать его идеи через призму критики буржуазных теорий,
– сказал Дугин в беседе с Царьградом.
"Сатанинский" Запад колонизирует мирОднако, чтобы понимать, от чего нам точно следует отказаться, врага, как говорится, надо знать в лицо. Ведь далеко не каждый сегодня скажет, что западные установки в гуманитарных сферах – это вредно. До сих пор бытует мнение, что мы якобы способны органически переработать нечто иноземное в собственное, однако на самом деле без специальных инструментов это сделать просто невозможно.
Дугин в своей статье привёл ключевую цитату из выступления Владимира Путина 30 сентября 2022 года, когда президент обратился к народу России перед подписанием договоров о принятии ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав России.
Диктатура западных элит направлена против всех обществ, в том числе и народов самих западных стран. Это вызов всем, такое полное отрицание человека, ниспровержение веры и традиционных ценностей, подавление свободы приобретает черты религии наоборот – откровенного сатанизма . Для них прямая угроза – наша мысль и философия, поэтому и покушаются на наших философов. Наша культура и искусство представляют для них опасность, поэтому пытаются их запретить. Наше развитие и процветание тоже для них угроза – конкуренция растёт. Им вообще не нужна Россия, она нужна нам. Хочу напомнить, что претензии на мировое господство в прошлом уже не раз разбивались о мужество и стойкость нашего народа. Россия всегда будет Россией,
– сказал тогда Путин.
Александр Дугин затем подробно изложил причины формирования у Запада той самой, "сатанинской", по определению Путина, установки на собственное превосходство. Корни уходят вовсе не в Вашингтон, где американцы провозгласили независимость и стали мыслить себя пупом земли, параллельно устраивая геноцид коренного населения Северной Америки.
Корни – глубже. Они в греко-римской культуре, которая в определённый момент была поражена католицизмом. Затем эпоха Возрождения, Реформация и Новое время внесли существенный вклад уже в отказ человека от христианских и традиционных морально-нравственных основ.
Новое время, которое последовало за средневековым Возрождением, вообще постулировало власть механизмов, именно в эту эпоху появляются первые мануфактуры, а сам человек мыслится как набор взаимодействующих элементов. Изучение человека впервые становится важнее, чем изучение Бога и мира, и с течением времени именно человек оказывается в центре Вселенной (учёные ещё называют это термином "антропоцентризм").
Кстати, отсюда и последующие уродливые трансформации постмодерна. Например, презрение к полу от рождения и утверждение, что человек должен иметь право выбрать его сам. Человек должен иметь право на грех, так как иное нарушает его гражданские права, не так ли? Его мнение, право едва ли не главнее закона, а демократия – это уже не античная утопия, а средство поддержания прав человека в состоянии войны со всем, что в прошлом этого человека формировало.
Наконец, кончается это уродливым трансгуманизмом, который говорит, что человек должен иметь право на бессмертие. А вы тут какие-то семьи обсуждаете, разводы, аборты, традиционные ценности...
И в одночасье оказалось, что вся эта западная, чуждая России система пришла к нам и стала главенствующей.
Это сопровождалось грантами, приглашениями на Запад на конференции, идеологически мотивированной наукометрией, научными индексами и системами оценки. Так мы оказались в условиях оккупации. Осознав критическую ситуацию, которая усугубляется жёстким цивилизационным и военным противостоянием с Западом, у российской власти возникла естественная потребность суверенизации научного знания,
– объяснил Дугин, отвечая на наш вопрос об актуальности вестернологии.
Что с того?Совершенно очевидно, что Россия вновь оказалась в моменте слома привычных для себя политических и идеологических установок. Прожив с 90-х годов прошлого века под "пятой Запада" во всём (ещё и кредиты МВФ можно вспомнить, от которых избавил страну в итоге уже Владимир Путин), страна сбрасывает с себя западный либеральный морок и оказывается наконец перед тем, что ей по-настоящему дорого – ценностями традиционного государства, верой в Бога, верой в армию и наших героев, в наше производство, "мозги", которые, как было известно ещё в период морока, всё равно самые лучшие в мире.
Однако клан либеральных западников ещё очень силён. Его представители всё ещё рассеяны по ведущим вузам страны, по политическим структурам, да что там, даже в Институте философии Российской академии наук подавляющее большинство сотрудников по утрам никак не могут решить – надеть им сегодня одежду с символикой американского или украинского флага.
Именно поэтому фундаментальная отечественная наука должна иметь сегодня не только лозунги самобытности России, но и инструментарий по работе с агрессивными попытками вновь сделать Россию идеологической, гуманитарной, социологической и экономической колонией Запада. И инструментарий этот даётся в вестернологии.
Вестернология – это изучение западной науки как локального регионального явления. Наряду с другими цивилизациями и их науками – исламской, индийской, китайской, русской и т.д. Вестернология – это способ деколонизации сознания. Он чрезвычайно полезен нам, просто необходим,
– сказал нам Александр Дугин, комментируя публикацию своей статьи.
А на наш вопрос о том, что даст нам вестернология в деле отказа от западных постулатов и догм, Дугин лаконично ответил:
Это даст нам шанс победить.
Свежие комментарии