Куда пропал режиссёр "Джентльменов удачи" Александр Серый. Режиссёр знаменитого фильма получил второй шанс после трагедии, но провёл жизнь под "чужой фамилией" и в тени знаменитого друга.
Вряд ли найдётся в нашей стране человек сознательного возраста, который не смотрел кинофильм "Джентльмены удачи" (1971).
Сразу после выхода на экраны приключенческую комедию с криминальным уклоном увидели несколько десятков миллионов зрителей. Картина с необычным сценарием, блестящим актёрским составом и диковинными на тот момент для нашего кино тюремными реалиями моментально обрела культовый характер.Обычно режиссёры столь успешных фильмов получают известность и возможности для дальнейшей работы. Однако постановщик "Джентльменов удачи" Александр Серый после премьеры куда-то пропал из поля зрения...
Инженер с неправильной фамилией и творческими задаткамиНа самом деле Александр Серый, человек неординарной и трагической судьбы, свой "второй шанс", выпадающий отнюдь не каждому, получил уже в момент начала работы над "Джентльменами удачи".
Будущий режиссёр родился в 1927 году в Воронежской области – но до 1943 года не был "Александром Серым". До момента получения паспорта (тогда документ выдавали в 16-летнем возрасте) он был "Сирый", как и его родители. Но сработал пресловутый "человеческий фактор" – в паспорте допустили ошибку, написали вместо "и" – "е". Молодой человек решил оставить новую "чужую" фамилию.
В 1940-е годы выражение "покорить Москву" имело иное значение – для выходца из глубинки это означало поступить в столичный ВУЗ, получить диплом и работу. Серый эту программу выполнил: поступил сначала в Московский энергетический институт, а затем в Московский авиационный институт, который закончил в 1951 году.
Именно здесь начался творческий путь будущего кинематографиста, причём неожиданно для него самого. По комсомольской разнарядке студент Александр Серый должен был в качестве внеучебной деятельности стать участником университетского театра. Первоначально затею эту он воспринял без энтузиазма, да и актёрских задатков у Серого не было. Однако постепенно он почувствовал вкус к режиссуре, стал активным участником самодеятельности и сохранял связь со студенческим кружком и после того, как начал работать старшим инженером в Московском радиоцентре.
Роковая любовьБлагодаря любительскому режиссёрскому опыту Серый осознал, что творчество является его призванием. Инженер поступил на организованные при "Мосфильме" Высшие режиссёрские курсы, где подружился с будущим классиком советского кино Георгием Данелией – постановщиком картин "Я шагаю по Москве", "Афоня", "Мимино" и многих других. В 1958-м Серый стал выпускником режиссёрских курсов и готовился начать путь в новой профессии.
Но произошло событие, после которого Александру Серому и понадобился второй шанс начать жизнь заново.
В порыве ревности к своей девушке Марине Акоповой начинающий режиссёр покалечил человека – как показалось в тот момент Серому, своего "соперника в любви". Пострадавший выжил, однако до конца дней остался инвалидом. А Серый был осуждён по статье "Покушение на убийство" и отсидел три года в тюрьме, выйдя на свободу досрочно за примерное поведение.
Человек с судимостью, да ещё по "тяжёлой статье", имел минимальные шансы работать режиссёром в советском кино. Однако Георгий Данелия к тому времени уже успел набрать авторитет и уговорил начальство взять Серого на работу. Несколько лет Александр Иванович трудился на разных картинах вторым режиссёром, а затем благодаря протекции всё того же Данелии получил возможность снять дебютную картину. Этим фильмом и стали "Джентльмены удачи".
Забвение после триумфаУспех картины был феноменальным, однако славы Серому практически не досталось.
Во-первых, ему и дали эту картину под поручительство Данелии, который был назначен "художественным руководителем": то есть снимал фильм Серый, а вот за итоговую версию отвечал его знаменитый друг. Во-вторых, на момент премьеры "Джентльменов удачи" у Серого диагностировали лейкемию и он находился в больнице. Поздравления с творческой удачей принимал от коллег Данелия – так в профессиональном сообществе и закрепилось представление, что это именно его фильм.
Впоследствии Александр Серый снял ещё две киноленты – "Ты – мне, я – тебе" (1976) и "Берегите мужчин" (1982), однако признания публики и коллег не снискал, да и сам был крайне недоволен своими творческими достижениями. К тому же лейкемия постепенно подтачивала его силы. В итоге в 1987 году, не дожив до своего 60-летия, Александр Серый добровольно ушёл из жизни.
Трагическая судьба режиссёра одного из самых известных фильмов отечественного кино так и остаётся вопросом без ответа – сумел ли Серый воспользоваться своим вторым шансом, полученным после совершённого преступления?
С одной стороны, он явно не реализовал себя как режиссёр, сняв всего три полнометражных картины, финал его жизни оказался трагическим.
С другой, Серый, безусловно, вошёл в историю русской культуры, после выхода на свободу он женился на той самой девушке, из-за которой чуть не убил человека. У супругов родилась дочь Ольга (появилась в эпизодической роли девочки-лыжницы в "Джентльменах удачи"), режиссёр успел застать старшую внучку Варвару, появившуюся на свет в 1983-м (вторая внучка Вера – 1998 года рождения).
Такая Александру Серому досталась (или он сам выбрал) судьба – под вопросом…
Свежие комментарии