Сразу двух губернаторов сменил Владимир Путин в один день: Сергея Левченко, возглавлявшего Иркутскую область, и Александра Левинталя, руководившего Еврейской АО.
Отставки обоих, несмотря на принадлежность к разным партиям (первый – КПРФ, второй – «Единая Россия») прогнозировались, хоть и тот, и другой заявляли, что лично у них намерений уходить в отставку - нет.
Однако это случилось. И Левченко, и Левинталь написали заявления по «собственному желанию». И политологи считают, что только лишь ими двумя «предновогодний губернаторопад» не закончится.Отставка как альтернатива аресту?
Сергей Левченко, как утверждают источники Царьграда, в день отставки встречался с лидером КПРФ Геннадием Зюгановым, после чего и принял окончательное решение покинуть пост. Не исключено, что перед губернатором (на тот момент) Иркутской области стоял интересный выбор. Либо начинается по полной программе разбор ситуации с ликвидацией последствий масштабного паводка (с вероятным возбуждением уголовного дела и вычерчиванием чёткого круга виновных в халатности, а то и злоупотреблении полномочиями), либо – добровольный уход, без тяжёлых последствий.
А сигналы о том, что первый вариант не исключен, Москва подала Левченко два месяца назад, когда прозвучала информация о том, что в Иркутской области, где региональные власти не справляются с решением вопросов по наводнению, может быть введено так называемое «прямое федеральное управление».
Случай, на самом деле, был бы беспрецедентный. До сих пор в России прямое федеральное управление, которым пригрозил Сергею Левченко вице-премьер Виталий Мутко, вводилось, по сути, только в регионах Северного Кавказа — в период проведения контртеррористических операций в Северной Осетии и Чечне. В мирной обстановке такого, по сути, не делалось.
На Приангарье, напомним, минувшим летом свалилась целая череда несчастий и проблем: то масштабные лесные пожары, то наводнения — двумя волнами, с человеческими жертвами и колоссальным ущербом.
Первое наводнение произошло в конце июня, тогда вода затопила четыре тысячи домов в 31-м населенном пункте, пять человек погибли. В регионе был введен режим ЧС, шла эвакуация населения, на место ЧП вылетел глава спасательного ведомства Евгений Зиничев, а губернатор в это время, по информации местных СМИ, был... на 75-летнем юбилее Зюганова и потому в Иркутскую область прибыл лишь 29-го числа, буквально незадолго до прилёта туда же Путина.
В. Путин встречается с жителями Тулуна, пострадавшими от наводнения. Фото: kremlin.ru
Через некоторое время — новое наводнение, ещё более мощное, и снова приезд президента, и жалобы людей на бездействие местных властей. И очередные поручения, и срывы сроков. А главное — личная критика президента. Плюс летние пожары, уничтожившие огромные площади леса. Но чиновники говорят, что «тушить их нецелесообразно», мол, дорого слишком.
Тут ещё фактически подстава от одного из самых преданных членов команды губернатора и близких ему людей — его пресс-секретаря Ирины Алашкевич, назвавшей пострадавший от стихии народ быдлом, — рассказал иркутский политтехнолог, работавший в период правления Левченко. — Казалось бы — ты же глава региона, твоя подчиненная реально переступила черту, устрой ей прилюдную выволочку, жёстко отреагируй. И что?! В октябре становится известно, что она назначена замдиректора областного музея.
Левченко избрали на фоне недовольства его предшественником от «Единой России»
Сам иркутский губернатор, однако, поначалу решил идти ва-банк: во-первых, публично опроверг, что собирается добровольно уходить в отставку под прессом критики из Москвы («До 2020 года спите спокойно», - заявил он тогда же), а во-вторых, сообщил, что он «готов к давлению, которое могут оказывать люди, обладающие денежным и административным ресурсом».
Но Сергею Левченко могли припомнить, что он и сам-то, во-первых, не обделен ни тем, ни другим, а во-вторых, ряд скандалов, которыми ознаменовались четыре года его пребывания в должности, которую он занял на фоне недовольства населением деятельностью его предшественника.
Сергей Георгиевич пришёл к власти на контрасте с заявлениями о возрождении колхозов, борьбе с чёрными лесорубами и браконьерами, защите интересов народа, — воспоминает наш собеседник. — И что в итоге? Чем он отличается от других губернаторов, пусть и единороссов? Его нынешняя супруга возглавляет страховую компанию, дочь — издательский центр, сын — "Иркутстальконструкцию".
Губернатора Иркутской области Сергей Левченко обвинили в том, что он не указал часть имущества в ежегодной декларации. Фото: kremlin.ru
Буквально на следующий же год губернаторства Левченко обвинили в том, что он не указал часть имущества в ежегодной декларации, потом в местных изданиях появились сведения о том, что люди из его окружения обзавелись виллами в Италии, а он сам проводит чуть ли не полгода в разъездах — в том числе, заграничных командировках за счет бюджета (в 2018-м, к примеру, были посещения Парижа, Лиона, Пекина, Гаваны, Вероны и т. д.).
Все это, соответственно, опровергалось аппаратом главы региона.
А самым громким звоночком оказалась выложенная кем-то в открытый доступ видеозапись, на которой он расстреливает в упор спящего медведя. История вызвала большой скандал, Генпрокуратура выступила с заявлением о том, что охота была незаконной, возбуждено уголовное дело, и «проверяются сведения о причастности к совершению преступления губернатора Иркутской области Сергея Левченко» (чем все закончилось, однако, не сообщалось).
Кремль показывает: нужна эффективность, вне зависимости от партийной принадлежности
Политолог Дмитрий Анисимов полагает, что Кремль наглядно продемонстрировал, что может напрямую влиять на ситуацию со сменой не только глав регионов от «Единой России», но и оппозиционных – которых, по идее, без шума и обвинений в давлении, убрать бы не получилось никак.
Это недвусмысленный сигнал и для остальных представителей оппозиции в губернаторском корпусе, а таковых осталось шесть, причём пятеро из них выбраны в прошлом году, то есть срок полномочий ещё очень большой,
— уточнил эксперт. Это Валентин Коновалов (Хакасия) и Андрей Клычков (Орловская область) - от КПРФ, Сергей Фургал (Хабаровский край) и Владимир Сипягин (Владимирская область) – от ЛДПР, а также Александр Бурков (Омская область) – от «Справедливой России».
«Ну и особенно месседж «Внимание!», по-моему, направлен в адрес Алексея Островского (Смоленская область), которому выборы предстоят в 2020-м – так же, как было и у Левченко», - добавил Анисимов.
Губернатор Смоленской области Алексей Островский. Ему предстоят выборы в 2020-м. Фото: kremlin.ru
Важно, по его словам, обратить внимание, кто сменил Сергея Левченко. Не аппаратчик, а представитель силовой структуры, а именно: замминистра МЧС Игорь Кобзев, которому (естественно, не просто так совпало) в тот же день, когда было объявлено о его назначении и.о. губернатора Иркутской области, Путин присвоил звание «генерал-полковник».
Прежде всего Кобзев спасатель, и идёт в регион, испытывающий проблемы с восстановлением после ЧС, это логично. Далее, в его биографии: участие в первой Чеченской войне, организация отправки гуманитарного груза в Южную Осетию во время военного конфликта с Грузией, ликвидация ЧС во время заторов из-за снегопада на трассе М-4, руководство операцией по приему беженцев с Донбасса в 2014 году в Воронежской области, участие в разрешении целого ряда чрезвычайных ситуаций. И, да — Кобзев беспартийный.
Встреча Владимира Путина с Игорем Кобзевым, назначенным врио губернатора Иркутской области. Фото: kremlin.ru
Что касается одновременной отставки главы Еврейской автономной области, то, считает политолог, это в большей степени связано с тем, чтобы не было «перекосов», в которых Москву тут же могли бы обвинить.
Ещё один посыл заключается в том, что главный критерий работы во главе региона – эффективность.
Предполагалось, что Александра Левинталя попросят освободить кабинет ещё в октябре, но тогда отчего-то перенесли сроки. Возможно, из-за того, что пришлось дать время на раздумье для Левченко, чтобы "синхронизировать" эти две отставки,
— сказал эксперт.
Сам Левинталь, как и иркутский его коллега, отрицал такую вероятность, говоря, что, мол, у него ещё масса нерешённых вопросов, и о досрочном уходе думать рановато. Но сама отставка выглядит весьма логично: если регион Сергея Левченко, несмотря на проблемы с ликвидацией последствий стихии были наглядны (в большей степени – социальные, идущие непосредственно от населения), демонстрировал экономический рост, то с ЕАО – очевидно, всё совсем иначе, прогресса нет. Его и не было, впрочем, и прежде. И Александр Левинталь, который до губернаторства был неплохим, в общем-то, замом по экономике, стал просто руководителем, у которого исправить ситуацию не получилось. А в следующем году в Еврейской АО – выборы. И шансов, что народ поддержит, с учетом результатов Левинталя, его или кого-то другого, только что выдвинувшегося, мало.
Поэтому на смену Левинталю решено отправить сенатора от ЕАО в Совете Федерации Ростислава Гольдштейна: человека, которому и самому регион хорошо знаком, и его там тоже знают.
На смену Левинталю решено отправить сенатора от ЕАО в Совете Федерации Ростислава Гольдштейна. Фото: kremlin.ru
Вместе с тем, эксперты прогнозируют, что этими двумя отставками ротация в губернаторском корпусе не завершится: вполне возможно, кадровые решения будут приняты после традиционно Большой пресс-конференции Владимира Путина, которая состоится 19 декабря. Речь идёт о вероятных сменах в трёх-пяти регионах.
Свежие комментарии