В России готовятся новые изменения в пенсионной реформе. Пояснения дал эксперт.
В пенсионной форме произошёл очередной новый поворот. Причём, многие его совершенно не заметили. Речь идёт об изменениях в законе о негосударственных пенсионных фондах, которые ГД уже приняла во вторых чтениях. В его рамках депутаты хотят увеличить максимальные сроки государственного софинансирования по программе долгосрочных сбережений до десяти лет (в настоящее время три года).
То есть, если изменения примут, предпенсионеры смогут обращаться в НПФ за ежемесячной выплатой через 15 лет после начала вложений. Мужчины смогут начать получать соответствующую прибавку с 60 лет, женщины – с 55. Более подробно разъяснил в программе "Царьград. Главное" все особенности готовящихся изменений главный экономист консалтинговой компании ПФ "Капитал" Евгений Надоршин.
Значение поправокЭксперт, хоть и скептически отнёсся к изменениям, но выделить позитивные моменты всё же смог.
"Через 15 лет с момента заключения договора можно получить эти средства на руки. И там есть ещё более широкий перечень оснований, на которых можно этими деньгами распоряжаться. Это очень важный момент, - указал Надоршин. - То есть более высокая ликвидность. Так, превращение своей накопительной пенсии в нечто материальное, в то, чем ты на самом деле сможешь распоряжаться, может наступить раньше, чем в рамках традиционной программы обязательного пенсионного страхования. Это один из факторов привлечения внимания к программе. Софинансирование продлили, да. Три года – это вообще было смешно. Десять лет – это хотя бы что-то. Но сумма софинансирования большим мотиватором быть не может. А вот возможность получить свои пенсионные накопления пораньше – это вполне себе неплохой мотиватор".
Сказал экономист и в чём заключается проблема. По его словам, в русской экономике людей, которые строят столь долгосрочные планы, очень мало. Понять их можно, учитывая высокий уровень неопределённости. Но новшество – это "хоть какая-то попытка предложить что-то хорошее".
Финансовое положениеКстати, как указал Надоршин, сейчас сведения о суммарных сбережениях русских граждан не ахти какие. Он отметил, что во время опросов люда зачастую говорят, что "полагаются на себя, а государству якобы не верят". "Но, когда дело доходит до пенсии, мы видим, как все приходят за своими пособиями, хотят свою пенсию. И это абсолютно нормально, но выясняется, что сбережений у очень большого количества предпенсионеров катастрофически недостаточно, для того чтобы обеспечить свою жизнь. Хотя многие из них до этого рассказывали, что им государство не нужно, что они сами везде всё смогут… Есть такая проблема", - высказался экономик.
Иными словами, жителей России буквально упрекнули в расточительности. Что тут же поспешил объяснить Евгений Надоршин:
"Обратите внимание: в среднем по стране довольно скромная норма сбережений. По количеству домохозяйств, людей, обладающих сбережениями, мы уступаем не только развитым странам, Японии какой-нибудь, Евросоюзу, Соединённым Штатам Америки, но и Индии, где средний доход гораздо ниже нашего, между прочим. И формировать сбережения в их условиях гораздо сложнее, как мне представляется. Тем не менее доля сберегающих граждан и имеющих сбережения там выше, нежели у нас. Видимо, мы ведём довольно расточительный образ жизни и во многом вынуждены в этом плане полагаться на государство".
А нововведения не создают платформы для помощи гражданам в формировании сбережений. Отложить приличное количество средств на старость им так не удастся. "Поэтому я думаю, что для пенсионной системы, основанной на чём-то добровольно-накопительном, эта инициатива, конечно, не очень хорошая среда, и большого развития она, как и многие предыдущие идеи, получить, боюсь, не сможет", - указал эксперт.
При этом он отметил, что его весьма удивили объёмы индивидуальных взносов. По данным одного из представителей Банка России, граждане уже поместили в программу порядка 12 миллиардов рублей.
"В основном приносят собственные средства, а остальное – это как раз предыдущая накопительная пенсия. Дело в том, что, помимо той замороженной части, которой распорядиться с 2014 года нельзя, были же и добровольные взносы на софинансирование, были просто добровольные взносы граждан. А главное, были корпоративные программы. У этого банка было много разных корпоративных программ, и не только своих, но и ряда партнёрских компаний. Я полагаю, что сейчас он продвигает идею по перемещению этих сбережений в эту систему долгосрочных сбережений, в том числе продвигает среди своих сотрудников", - заключил Евгений Надоршин.
Свежие комментарии