Кто спасёт экономику России? По мнению Евгения Надоршина, единственное из ответственных госведомств, которое пытается обеспечить стабильность, - это ЦБ. Получается, вся надежда на Эльвиру Набиуллину. Антон Силуанов тем временем совсем растерялся.
Совет директоров Банка России 12 сентября снизил ключевую ставку на сто базисных пунктов, и теперь показатель равен 17%.
Это решение стало одним из важнейших событий недели в экономике и вновь спровоцировало обсуждения, кто сегодня реально удерживает систему от дестабилизации. По мнению финансового аналитика Евгения Надоршина, именно ЦБ остаётся фактически единственным институтом, способным выполнять эту роль. Об этом он сказал в программе "Царьград. Главное":Обратите внимание, что стабильность в экономике - это то, что с 2014 года, прямо скажем, очень высоко ценится на официальном уровне, то, чем хвастаются в выступлениях руководители государственных структур. Вот эту стабильность сегодня обеспечивает в гораздо большей степени Центральный банк, нежели другие органы исполнительной и законодательной власти.
"И не надо кивать на внешние факторы"По словам эксперта, сейчас нет никакой альтернативы регулятору. Попытка заменить его решения инициативами правительства или парламента приведёт лишь к ухудшению ситуации.
Если мы сейчас начнём вычеркивать Центробанк из уравнения и пытаться рулить тем, что останется, я боюсь дестабилизации ситуации. К сожалению, ни законодательные органы, ни исполнительная власть не в состоянии обеспечить нормальную, стабильную и предсказуемую среду. И не надо кивать на внешние факторы.
Между прочим, многие события в основном идут фоном, они не являются драйвером локальных инициатив. А это вполне управляемые переменные, которыми надо управлять в обычном режиме,- подчеркнул собеседник "Первого русского".
Он обратил внимание, что, например, проекты бюджета в последние годы совсем не соответствуют реальности - документы на практике не исполняются, что оборачивается проблемами на стадии реализации:
У нас сколько лет бюджет принимается в одном виде, с одними расходами-доходами, а исполняется в другом? И при этом министр финансов Антон Силуанов продолжает называть это железобетонной конструкцией. Простите, да она сыплется в прах в момент принятия. По крайней мере, про бюджет 2025 года, к сожалению, было достаточно хорошо понятно, что он в таком виде исполняться не может и не будет.
Ситуацию усугубляет неопределённость самого Минфина: даже в середине сентября ведомство не способно назвать хотя бы ориентировочный размер дефицита. Силуанов в этом плане совсем растерялся.
Смотрите, у нас уже середина сентября, а министр финансов, выступая публично, не может обозначить, какого же размера дефицит нам стоит ждать. Какой там 2026 год… Бог с ним. Хотя бы по поводу конца 2025-го скажите. Сколько у нас дефицита? Хотя бы в общих чертах скажите, с точностью до триллиона. По-хорошему, это, прямо скажем, настораживающий сигнал. Более того, настораживающий - даже не то слово,
- заключил эксперт.
"Все экономические показатели просто кричат"Ранее финансовый аналитик Антон Табах объяснил в разговоре с Царьградом, почему Центробанк опустил ставку только на один процентный пункт, а не на два, как предсказывали в своих прогнозах многие эксперты:
ЦБ снова проявляет осторожность. И понятно, все факторы были известны до заседания совета директоров Центробанка. Но я думаю, что то, что подвинуло действительно чашу весов, были новости, точнее, хорошо обоснованные слухи о возможном повышении налогов, причём конкретного налога на добавленную стоимость, что имело бы явный инфляционный эффект, как это было в 2019 году.
По словам эксперта, неопределённость с будущей бюджетной политикой и налоговой нагрузкой вынудила регулятор действовать аккуратнее:
Соответственно, в этих условиях до внесения бюджета и более чёткого понимания, как вообще дальше жизнь будет устроена, а это обычно случается в конце сентября, ЦБ счёл неразумным предпринимать более радикальные шаги. Хотя понятно, что все экономические показатели просто кричат, что надо быстрее снижать ставку, смягчать денежно-кредитную политику.
Свежие комментарии