Экономика России находится практически в режиме сваливания. И простых решений, чтобы вытянуть производство и избежать полноценной рецессии, нет. Выход предложил Андрей Бархота: "Придётся пойти на этот шаг".
В России нарастает риск рецессии: фиксируется сокращение промышленного производства, а экономика фактически перешла в режим сваливания.
О том, какие шаги могут остановить этот процесс, рассказал кандидат экономических наук Андрей Бархота в программе "Царьград. Главное":Чтобы не допустить полноценной рецессии, стабилизировать производство, нужно вернуть деньги в реальный сектор, которые ранее были вытянуты оттуда высокими процентными ставками. В этом может помочь бюджетный стимул, который приводил к отличным результатам последние пять лет. Сейчас, однако, нюанс в том, что средств в казне очень мало, дефицит бюджета растёт.
"Придётся увеличивать долг"Собеседник "Первого русского" отметил, что в нынешних условиях нехватки финансов правительству придётся прибегнуть к заимствованиям:
Это означает, что придётся увеличивать долг, придётся увеличивать заимствования. Это могут быть облигации - государственные, квазигосударственные, с высоким кредитным рейтингом. Эти инструменты можно будет предлагать всем категориям инвесторов и населению. То есть население будет иметь альтернативу - понижающиеся ставки по депозитам либо фиксированная доходность по квазигосударственным облигациям.
По словам Андрея Бархоты, подобный шаг объективно необходим для спасения промышленности, и мы можем его себе позволить:
Придётся пойти на этот шаг - на повышение долговой нагрузки.
Надо понимать, что у нас долговая нагрузка и так небольшая. Поэтому увеличение долга, тем более для такой святой цели - инвестирования в национальную экономику, в общем-то, приведёт только к пользе. Скорее всего, мы увидим увеличение госрасходов через рост заимствований.Экономист подчеркнул, что дополнительные источники финансирования можно найти и внутри страны. Он напомнил, что сейчас на вкладах населения лежит в сумме порядка 70 триллионов рублей:
Если предположить, что банки будут трансформировать эти вклады в кредиты реальному сектору, может быть, простимулированные господдержкой, может быть, дотациями, может быть, какими-то гарантиями, то это будет тоже большое подспорье.
Кроме того, по мнению эксперта, Центральный банк способен скорректировать свою политику в интересах промышленности:
Помимо облигационного денежного рынка, который мы сейчас называем, возможна ещё интенсификация корпоративного кредитования. То есть Банк России как раз здесь может вступить в игру, снизить стимулы розничного кредитования, то есть кредитования физлиц, и повысить стимулы кредитования реального сектора. Вот здесь бы такая надстройка была бы во многом во благо.
"Страшно болезненная тема"Между тем от ситуации в металлургической отрасли зависит экономика целых регионов. Экономист Андрей Подойницын, комментируя тревожную динамику в прямом эфире "Первого русского", заметил, что опять в уме всплывает старая фраза:
Погоды стоят предсказанные. Нет ничего сверхъестественного, ничего удивительного в том, что у нас наблюдается теперь и среди металлургов. Можно было предвидеть это обратным счётом ещё полгода назад или даже год назад. После того как начались вопросы у строителей, они стали снижать запуск новых проектов, они стали передвигать вправо реализацию начатых проектов. А строители - это одни из главных потребителей металла.
Другой крупный покупатель соответствующей продукции - ВПК. И здесь, к счастью, объёмы производства пока не падают. Они, наоборот, даже растут. Но во всей гражданской отрасли, а это не только жилищные строители, но и проектные строители, которые возводят предприятия, промышленные, социальные и инфраструктурные объекты, наблюдается спад, констатировал эксперт.
Мы все знаем, что, например, сократилась инвестиционная программа "Российских железных дорог". А РЖД - это тоже потребитель немалых объёмов металла. Более того, это один из крупнейших потребителей. И у них инвестиционная программа сократилась настолько серьёзно, что один из их контрактёров, поставщиков, крупнейший концерн, который поставляет подвижные составы и тяговые мощности, сейчас активно раздумывает, что ему делать со всем четвёртым кварталом. Переходить на сокращёнку или сразу же выходить на тему увольнений? А для любого приличного предприятия это страшно болезненная тема,
- резюмировал Подойницын.
Свежие комментарии