
США отчаянно хотят удержать статус ведущей мировой державы и для достижения этой цели решили порушить, казалось бы, незыблемые догмы внешней политики последних тридцати лет, объявить некоторых прежних друзей почти врагами, а кое-кого и вовсе исключить из всех списков.
Публикация в декабре новой Стратегии национальной безопасности США – основополагающего документа, где фиксируются главные цели Вашингтона и прописаны пути и методы, которыми эти цели будут достигаться, стала важнейшим шагом.
Давайте разбираться, что же подразумевается в этой смене курса Штатами. "Наши элиты просчитались: Америка не готова"Первое и самое важное, что провозглашается в новой Стратегии, – это радикальный и полный разрыв с предыдущим идеологически мотивированным курсом американской политики, каковая провозглашала своей целью борьбу за демократию, права человека и объявляла своими врагами диктаторские режимы.
Наши элиты жестоко просчитались в готовности Америки вечно нести глобальное бремя, в котором американский народ не видел никакой связи с национальными интересами. Они переоценили способность Америки одновременно финансировать огромное регулятивно-административное государство всеобщего благосостояния наряду с огромным военным, дипломатическим, разведывательным и гуманитарным комплексом. Они сделали крайне ошибочную и разрушительную ставку на глобализм и так называемую свободную торговлю, которая опустошила тот самый средний класс и промышленную базу, на которых зиждутся американская экономика и военное превосходство. Они позволили союзникам и партнёрам переложить расходы на свою оборону на американский народ, а иногда и втянуть нас в конфликты,
– говорится в тексте документа.
Новая Стратегия полностью отказывается от прежнего курса, объявляя возвращение к доктрине Монро – геополитическому подходу XIX века, который объявлял оба Американских континента и Карибский бассейн зоной исключительного влияния США.
Иными словами, Вашингтон официально отказывается от притязаний на роль мирового гегемона и общепланетарного полицейского, который лезет в любую проблему, вместо этого он жёстко ограничивает сферу своих интересов. Вопрос приоритетовОтказываясь от обязанности наказывать любой диктаторский режим и утирать сопли союзникам, Вашингтон сосредотачивается на удержании контроля в ключевых для себя регионах мира. При этом степень необходимого влияния меняется в зависимости от важности территории для самих США.
Доминирование в Латинской Америке должно быть абсолютным, а вот в отношении Индийско-Тихоокеанского региона цель уже намного скромнее: поддержание свободы судоходства и торговли на всех важнейших морских путях и в безопасности – цепочек поставок критически важных материалов.
В целом политика нацелена на продолжение строительства сияющего града на холме, вот только теперь под этим градом понимается не "золотой миллиард" в целом, а только США.
Ближний Восток в рамках этой концепции рассматривается как ключевой ресурсный регион, в котором нельзя допустить доминирования враждебной державы. При этом Штаты полностью отказываются от идеи привнести туда демократию.
Мы должны поощрять и приветствовать реформы, когда и где они возникают естественным образом, не пытаясь навязывать их извне. Ключ к успешным отношениям с Ближним Востоком – это принятие региона, его лидеров и государств такими, какие они есть, и совместная работа в областях, представляющих общий интерес.
По большому счёту это реверанс в сторону Саудовской Аравии и Катара, отношения с которыми были сильно испорчены при Байдене.
Что касается Западной Европы, то она описывается как больной родственник, страдающий нехорошей зависимостью: не совсем чужой человек, но презрение сквозит вполне отчётливо.
Если нынешние тенденции сохранятся, континент изменится до неузнаваемости примерно через 20 лет. Поэтому далеко не очевидно, будут ли у некоторых европейских стран достаточно сильные экономики и вооружённые силы, чтобы оставаться надёжными союзниками.
При этом американцы совершенно не намерены бросать "родственничка" на произвол судьбы, а демонстрируют явное намерение его перевоспитать и даже подлечить. Их заявленная цель – "помочь Европе скорректировать её нынешнюю траекторию", поскольку Штатам "нужна сильная Европа", чтобы не допустить "доминирования любого противника" в Старом Свете.
Вашингтон открыто заявляет о намерении провести пересборку континента по своему разумению, так что для нынешних властей ЕС это означает объявление политической, экономической и пропагандистской войны.
Россия – геополитическое прилагательноеПримечательно, что в этой Стратегии полностью отсутствует упоминание России. Нашей страны нет не только в качестве геополитической угрозы, с которой Вашингтону надо бороться или уживаться, но даже как самостоятельной геополитической сущности. Россия рассматривается лишь в одном месте и только как приложение:
Европейские союзники обладают значительным преимуществом в области жёсткой силы над Россией практически по всем параметрам, за исключением ядерного оружия. В результате войны на Украине отношения Европы с Россией сейчас сильно ослаблены, и многие европейцы рассматривают её как экзистенциальную угрозу. Управление отношениями Европы с Россией потребует значительного дипломатического участия США как для восстановления условий стратегической стабильности на всём Евразийском континенте, так и для снижения риска конфликта между Россией и европейскими государствами.
Американские намерения в отношении крупнейшей страны планеты, четвёртой экономики мира и обладателя крупнейшего ядерного арсенала человечества описываются одной-единственной фразой. К слову, этой же фразой исчерпывается и описание американского видения Украины.
Основной интерес Соединённых Штатов – переговоры о скорейшем прекращении военных действий на Украине, чтобы стабилизировать экономику европейских стран, предотвратить непреднамеренную эскалацию или расширение войны и восстановить стратегическую стабильность с Россией, а также обеспечить послевоенное восстановление Украины, чтобы обеспечить её выживание как жизнеспособного государства.
Растворение России в комплексной проблеме большой войны на самом деле – очень понятный и логичный ход: администрация Трампа не намерена углублять и расширять конфликт с Москвой, но точно так же не имеет никаких оснований рассыпаться в любезностях.
Всё на борьбу с КитаемНе менее показательно то, что в документе практически отсутствует и Украина, бывшая при прежней администрации Белого дома сосредоточием американских геополитических интересов, зато очень много внимания уделено Тайваню. Подробнейшим образом рассматриваются отношения с Индией, Японией, Южной Кореей.
Китай многократно и со смакованием обвиняется в многочисленных злодеяниях против США и остального человечества. Сдерживание Поднебесной по всем фронтам представляется столь важным делом, что Стратегия грозит прямой войной в случае провала.
В сухом остаткеНынешняя Стратегия нацбезопасности США – это во многом уникальный документ по сравнению со всем, что мы наблюдали за последнюю эпоху исходящего из Вашингтона, отметил в разговоре с Царьградом политолог-американист Малек Дудаков:
И он, конечно, гораздо более реалистичен, чем все остальные их предыдущие планы, и гораздо ближе к реальности. Она [Стратегия] признаёт очевидный факт того, что ресурсы США ограниченны, американская империя находится в состоянии упадка. И в этой связи нужно искать какие-то приоритетные направления и работать только по ним. Что касается России, то с нами они намерены договориться, чтобы у них была свобода рук. Ну, Европу, безусловно, они были бы не против использовать как сдерживающий фактор, но не более того.
Американские элиты понимают, что реальная зона их жизненно важных интересов лежит в Индо-Тихоокеанском регионе, Латинской Америке и отчасти на Ближнем Востоке. Их подход состоит в том, чтобы сконцентрировать имеющиеся ресурсы на борьбе с Китаем, добиться победы и перезапустить цикл американской гегемонии.
Получится ли у Вашингтона задуманное или нет – вопрос отдельный. Но сам этот подход открывает очень широкие и интересные возможности для многих региональных игроков, в первую очередь для России, которая получает уникальную возможность продавливать свои интересы не за встречные услуги и уступки, а просто за то, чтобы не делать определённых шагов.
Свежие комментарии