Помните, совсем ещё недавно на крышки багажников "Жигулей" модно был клеить странные пластиковые конструкции как бы спортивного вида? Считалось, что машина с такой штуковиной выглядит круто и похожа на автомобиль для гонок. Штуковины сначала звали по-русски "антикрыло" (потому что на настоящих спортивных машинах на больших скоростях уменьшали "парусность" и улучшали сцепление с поверхностью) а потом в моду вошло испольное слово "спойлер".
На "Лады" спойлеры в последнее время никто не клеит – мода преходяща. А вот политическая система, в которой есть всеобщие выборы, без таких конструкций и в самом деле становится неустойчивой.
Казаки вместо коммунистовНесколько дней назад в сообщениях СМИ промелькнула новость: на выборы губернатора Карелии выставила своего кандидата Казачья партия. Обозреватели принялись удивляться, какой смысл в этом жесте: ведь никаких шансов на победу или на второе место у представителя партии нет? Ларчик, однако, просто открывался. Казачью партию, пишут в телегам-каналах, вполне можно представлять избирателям как КаПРФ. В таком виде не очень грамотный избиратель вполне может перепутать казаков с коммунистами. Вообще-то менее схожие политические концепции трудно себе представить, но нужды нет:
Казаки отнимут у коммунистов некоторое количество голосов, сделают их результат менее ярким – и таким образом укрепят российскую партийно-политическую систему.
На самом деле всё очень просто, говорит политический обозреватель и политтехнолог Андрей Перла.
Наша русская партийно-политическая система сейчас устроена совершенно понятно и прозрачно. Есть "Единая Россия", которая жёстко связана с действующей властью.
Она именно не "правящая партия", а "партия власти". Всё одобрение действий властей всех уровней достаётся ей, весь негатив по поводу действий властей тоже достаётся ей.В этом году, поскольку уровень лояльности избирателей политической системе запредельно высок, рейтинги ЕР приближаются к 50% – так и должно быть, если одобрение деятельности президента превышает 80%. Да, но где же остальные 50%? А они распределены между системными политическими партиями, прежде всего парламентскими.
Ни одна из них в отдельности не может сравняться с ЕР, но все вместе они примерно уравновешивают её электоральную поддержку. Ни одна из них не может превратиться в правящую партию, но все вместе они создают достаточный противовес для того, чтобы власть – на любом уровне и что бы ни понимать под этим термином – не могла бы забыться и оторваться от народных чаяний. В целом это очень устойчивая и очень демократичная конструкция, которая позволяет, с одной стороны, обеспечивать преемственность госуправления на любых выборах, но с другой – позволяет избирателю выразить своё недовольство, быть услышанным и скорректировать позицию власти почти по любым внутриполитическим вопросам.
Спойлер на спойлерПроблема в том, что системные политические партии, уравновешивающие ЕР, сами отнюдь не равнозначны. Текущие рейтинги КПРФ и ЛДПР, правда, очень близки – грубо можно сказать, что в России в целом эти партии, по различным опросам, сейчас получают примерно по 10% от общего числа избирателей. Но остальные парламентские партии имеют едва ли не половину этих показателей. А на выборах высших должностных лиц регионов коммунисты довольно легко стягивают на себя одеяло и получают большинство голосов недовольных.
Шансов на победу, то есть на то, чтобы получить губернаторский пост хотя бы в одном регионе, у коммунистов в этом сезоне нет. Но есть шанс закрепить за собой очень высокие вторые места. Согласитесь, одно дело, когда назначенный президентом действующий глава субъекта федерации получает 70% голосов, и совсем другое, когда он с трудом "переваливает экватор", получает чуть больше 50%, а ему на пятки наступает представитель КПРФ с 35, допустим, процентами. А такая ситуация возможна практически в каждом регионе, где не так уж хороши текущие экономические показатели – то есть, будем откровенны, почти в любом нашем регионе сегодня.
КПРФ для того и нужна, чтобы концентрировать протест, который скапливается в политической системе. Но, как научил нас Чехов в "Вишнёвом саду",
всякому безобразию есть свое приличие
– и есть некий уровень голосования за официальную оппозицию, который политическая система не считает нормальным.
Вот тут-то выясняется, что у этого отечественного автомобиля, оказывается, есть на багажнике антикрыло, которое мешает ему взлететь и перевернуться. Да ещё и не одно. Те самые партии-спойлеры. Сами по себе на власть не претендующие и протест не генерирующие – но способные отобрать очень нужные 2-3 процента у системной партии, которая уже начинает отрываться от земли.
Использование "Казачьей партии" в этом смысле – скорее, исключение из правил. В нашей политической системе есть на этот случай "штатный", привычный спойлер – "Коммунистическая партия Коммунисты России". КПКР. С привычной "красной" риторикой и огромным опытом участия в избирательных кампаниях всей уровней. Даже не всегда вхолостую – какое-то количество депутатских мандатов по итогам каждого сезона у КПКР получается. Но самое главное, получается остановить КПРФ на пути к ненужной ни самой этой партии, ни политической системе в целом победе.
Что с того?Обычному человеку из сказанного легко сделать тот неверный вывод, что, мол, "выборы обман" и голосовать бессмысленно – система всё равно назначит победителем "кого надо". Но на самом деле выборы дают прекрасную возможность скорректировать действия власти. Когда оппозиционные партии и спойлеры вкупе набирают слишком много голосов, власть – до самого высокого уровня включительно – прекрасно понимает, что пора что-то менять. Голос избирателей всегда слышен – хотя самому избирателю это не всегда очевидно.
Свежие комментарии