Так создаются шедевры - по принципу "голь на выдумки хитра" - дефицит лошадей, хитрости на монтаже и форель вместо карпа. Как Акира Куросава снимал свой шедевр "Семь самураев" и какого смысла лишился фильм по вине рыбы.
Не секрет, что на протяжении многих лет в отечественном кинематографе насаждалось преклонение перед Голливудом.
Либеральные продюсеры не только превратили русскую киноиндустрию в конвейер по выпуску копий американских блокбастеров разной степени профессиональной состоятельности.Было сформировано целое мировоззрение, в центре которого находится уверенность, что только в США знают, как снимать "настоящее" кино и умеют это делать. А значит, нужно немедленно забыть все достижения и традиции великого отечественного кинематографа и даже не пытаться придумывать хоть что-то оригинальное, что-то своё, что-то похожее на творчество. Следует исправно копировать успешные голливудские проекты и жить беспочвенными мечтами, что когда-нибудь заметят и тоже дадут "Оскар".
Однако "золотой истукан" от Американской киноакадемии – отнюдь не обязательный признак величия того или иного фильма. И "герой" нынешнего рассказа наглядное тому свидетельство.
Снимаешь "нетленку" - а тебе лошадей не хватает…Фильм Акиры Куросавы "Семь самураев" (1954) не зря называют классическим – в истории найдётся не так много картин, оказавших столь же масштабное влияние на развитие мирового кинематографа. Поэтому после рассказа о том, почему название киноленты Куросавы парадоксальным образом не соответствует его содержанию, и уточнения, в какой именно исторический момент разворачивается действие произведения, обратим внимание на оборотную сторону создания шедевра – на необходимость выкручиваться из сложных ситуаций.
Так, снимая исторический фильм о противостоянии средневековых японских разбойников и самураев, Куросава столкнулся с материальными трудностями.
В начале 1950-х в Японии не хватало лошадей для съёмок в кино. Казалось бы, для "Семи самураев" это не должно было стать фатальной проблемой, ведь речь шла не о съёмках грандиозной битвы с тысячами участников и сотнями лошадей. Финальная схватка банды грабителей и защитников деревни едва ли требовала одновременного присутствия в кадре более полутора десятков четвероногих "актёров".
Однако даже такие скромные запросы съёмочной группы удовлетворить не получилось. В итоге кульминация противостояния героев и злодеев превратилась для съёмочной группы в головную боль. Как ни старались режиссёр и оператор снимать нескольких лошадей так, чтобы они казались более многочисленными, несколько раз съёмки приходилось прерывать и дожидаться, когда продюсеры раздобудут дополнительные "лошадиные силы".
"Магия кино" всё-таки существуетС актёрами-людьми трудности на съёмочной площадке удавалось решать гораздо проще.
Например, мастерство оператора и монтажёра превратило актёра Сэйдзи Миягути, исполнителя роли мастера меча Киудзо, в виртуоза фехтования. "Ну и что тут сложного?" – возможно, спросит зритель, уверенный, что в Японии и сейчас, а уж 70 лет назад и подавно, едва ли не каждый мужчина с пелёнок учится обращению с самурайским мечом.
Увы, это не более чем стереотип – и Миягути на съёмках "Семи самураев" взял в руки меч буквально впервые в жизни. Тратить время на обучение артиста хотя бы азам исторического фехтования было нельзя, поэтому образ смертельно опасного мастера меча – это лишь очередное свидетельство, что "магия кино" всё-таки не выдумка.
Одна рыба - а столько стараний и смыслаУ Тосиро Мифунэ, исполнителя роли Кикутиё в "Семи самураях", одного из главных сподвижников Куросавы и легенды национального японского кино, трудностей с владением оружием в кадре не было. А вот трудности с владением живой рыбой обнаружились…
Одним из эпизодов, наглядно раскрывающих характер персонажа Кикутиё (выдавший себя за самурая невежественный простолюдин, обладающий огромной энергией и отвагой), стала сцена с карпом. Отряд направляется в деревню, чтобы защитить её от разбойников, и останавливается на привал у лесного водопада. Припасы закончились, и тут Кикутиё бросается в воду и выныривает уже с карпом в руке. Есть что приготовить на ужин…
Как вспоминал сам Мифунэ, съёмки этого эпизода стали нелёгким испытанием. У реквизитора было только три живых карпа – рыбу прятали в набедренную повязку актёра, который должен был уже в воде извлечь карпа и изобразить, что поймал его голыми руками.
Сцена снималась одним кадром, без монтажных склеек – и после трёх дублей выяснилось, что карпы закончились. Всякий раз сильные активные рыбы просто вырывались из рук Мифунэ, а попытки выловить карпов обратно с помощью удочек ни к чему не привели.
И лишь после этого Куросава согласился использовать в кадре форель – рыбу менее изворотливую, которую легче удержать в руках. В итоге сцена была снята, но фильм утратил часть творческого замысла.
Ведь карп (рыба, плывущая против сильного течения) в Японии считается олицетворением жизненной энергии, стойкости, готовности бороться до конца, должен был по замыслу режиссёра стать наглядным символом такого же темпераментного и не сдающегося Кикутиё, который и выловил из воды добычу.
Впрочем, и без карпа в кадре "Семь самураев" наполнены символическими и историческими отсылками. Не на одно поколение зрителей, не на одну статью хватит.
Свежие комментарии