Лет семь назад в Сургуте праздновали большой и малопонятный из Москвы праздник – нефтяной юбилей. То ли первого фонтана на тюменской земле, то ли создания первого в Ханты-Мансийском округе советского ещё нефтяного управления, повод сейчас не так важен, как состав участников закрытой части торжества. По рассказам очевидцев, за отдельным столом на возвышении там были самые-самые главные начальники из начальников.
Между нефтяными генералами – губернаторы регионов "Тюменской матрёшки" и почётные гости. Губернаторы Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского округов, Тюменской области. Только что назначенный тогда ставропольским губернатором, свойский в Тюменском регионе бывший ямальский вице Владимиров.Сергей Собянин имеет возможность быстро назначить верных людей на высшие должности, если дело дойдёт до маловероятного, но такого желанного слова "преемник". Фото: Андрей Никеричев / АГН "Москва"
Уральский (Тюменские субъекты федерации по какой-то странной причуде входят в Уральский федеральный округ) полпред Холманских. И, главный над главными, из почетных гостей почётнейший, на центральном месте, таком, что ему и первое слово, и главное восхищение всех прибывших, – Сергей Собянин. Среди тюменского начальства он смотрелся отцом большого семейства и главным начальником всех местных начальников, хотя формально никому из них начальником он не был и быть не мог – с 2010 года Сергей Семёнович был таким же губернатором, как и все остальные, мэром столицы нашей родины Москвы.
Тюмень и ея тюменщики
Но формальности формальностями, а жизнь жизнью. Бывший мэр Когалыма, бывший губернатор и сенатор от Тюменской области, бывший глава администрации президента, бывший руководитель аппарата правительства и нынешний мэр Москвы Сергей Собянин – также единоличный глава и лидер довольно компактной, но очень сплочённой группы высших руководителей российских регионов. На сегодня, кроме самого Собянина, главными и самыми важными участниками этой группы являются, в порядке убывания значимости: министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, губернатор Тюменской области Александр Моор, губернатор Курганской области Вадим Шумков.
Министр строительства и ЖКХ России Владимир Якушев. Фото: Komsomolskaya Pravda / Globallookpress
Во взаимоотношениях этих людей бывают сложности, трудно сказать, можно ли их назвать друзьями. У них разный "аппаратный вес", разный вес в российской политике и разные возможности. Владимир Якушев в своё время считался лучшим или по крайней мере одним из лучших российских губернаторов. Как тюменский губернатор, он добился в своём регионе больших успехов. Бывших тюменских вице Шумкова и Моора удача пока обходит стороной – типичные технократы, они любви населения своих регионов снискать не смогли. Евгению Куйвашеву, которого мы в этом материале сделаем примером того, что собой представляют "тюменщики" во власти, вообще досталась репутация политика-скандала. Но всех этих людей вместе в российской политической элите частенько называют "тюменским кланом". Потому что все они – птенцы гнезда одной большой политической птицы – Сергея Собянина. Его опора, его возможность сказать, что он контролирует несколько из важнейших российских регионов и одну из важнейших отраслей промышленности. Его теневое правительство России, альтернативная элита… Его возможность быстро назначить верных людей на высшие должности, если дело дойдет до маловероятного, но такого желанного слова "преемник".
В общем, как ни назови, суть одна: собянинский клан – это государство в государстве.
Путь в начальники
Если Собянин – признанный глава клана, то Евгений Куйвашев – самый характерный его представитель. Жизненный и аппаратный путь этого человека даёт представление о том, что делают "тюменские" во власти и чего от них ждать в том случае, если власти у них станет ещё больше, чем сейчас.
Куйвашев сравнительно молод, для российской высшей власти почти неприлично молод. Ему сейчас 49 лет, а большим начальником он стал работать с 2000 года. Не полком, конечно, командовал в 15 лет, но в 29 стал мэром – тоже ничего себе карьера. Мэром посёлка Пойковский в Нефтеюганском районе в Ханты-Мансийском автономном округе в Тюменской области. Посёлок этот не на всякой карте найдёшь, но посёлок очень важный для нефтяной отрасли России и для её мифологии. Дело в том, что на посту главы посёлка Куйвашев сменил не кого-нибудь, а Эдуарда Худайнатова – того самого, которого теперь считают правой рукой главы Роснефти. До этого молодой человек три года работал личным помощником Худайнатова. А параллельно, говорят, получал высшее образование… Или только делал вид.
Женя Куйвашев с дедушкой. Фото: Скриншот страницы evgenykuyvashev в Instagram
Дело в том, что ранний период биографии Евгения Куйвашева несколько загадочен. Юноша появился на свет в посёлке Луговской ХМАО. Там учился в школе. Первое образование – среднее специальное – получил в Тобольске в медицинском училище. Он зубной техник. А вот потом он работал в посёлке Пойковский сначала действительно зубным техником, затем заместителем руководителя отделения Союза ветеранов Афганистана по коммерческим вопросам, машинистом бетономешалки, монтажником-высотником, юрисконсультом… Стоп, как юрисконсультом, у него же образование медицинское… Наконец, помощником мэра посёлка и мэром. Нет, время было сложное, но всё-таки где зубной техник, где машинист бетономешалки и где юрисконсульт?
Параллельно своим дивным карьерным кульбитам Евгений Владимирович, видимо, много учился. Правда, с дипломами у него ситуация странная. Со средним специальным образованием всё в порядке, хотя директора медучилища, где он диплом получал, впоследствии обвинили в продаже дипломов и после суда амнистировали. Но фамилия Куйвашева в деле не фигурировала, хотя, судя по документам, он учился на зубного техника не три года, как положено, а менее двух лет. А вот в 1999 году он заочно получил диплом юриста в Московском военном институте Федеральной пограничной службы. В погранвойсках при этом, понятно, не служил… И вообще непонятно, что там с этим дипломом вышло.
Много позже, когда Евгений Куйвашев стал свердловским губернатором, странный этот диплом стал поводом для "наездов" на него местной прессы и общественности. В интернете получила хождение якобы цитата из служебной записки, направленной руководителю управления кадров Администрации президента, в которой утверждалось, что Куйвашев проходил обучение не только по специальности "юриспруденция", но и по одной из военных специальностей. Как это возможно, непонятно, учёба по такой специальности никак не совместима с трудовой деятельностью в далёком сибирском посёлке. Утверждали, что Куйвашев нарушил условия обучения, отказался от выполнения контракта о прохождении службы в погранотрядах России в течение 5 лет по окончании вуза, за что был уволен из органов ФПС России. То есть якобы был лишен диплома по командной специальности за то, что отказался участвовать во второй чеченской войне… Или на самом деле никогда не учился ничему подобному. Потому что в 90-е годы при пограничном институте действительно существовал зачем-то коммерческий юридический факультет.
В 2012 году тогдашний начальник института В. Н. Козлов официально сообщал журналистам, что данные об обучении Евгения Куйвашева в его институте отсутствуют, а заочного обучения в институте нет. Через несколько дней появилось дополнение к ответу, реабилитирующее Куйвашева:
...действительно закончил Московский военный институт ФПС России в 1999 году. По окончании обучения выдан диплом БВС № 0759726 регистрационный номер 13054. Присвоена квалификация "юрист" по специальности "Юриспруденция".
Вопрос был закрыт, ложечки нашлись, осадок остался: как это диплом настоящий, а сведений об обучении нет?
Путь начальника
Юрист настоящий или самоучка, выучку чиновника Куйвашев действительно прошёл. Мэром стал очень молодым, но с опытом работы. И дальше делал карьеру очень быстро, победоносно переезжая из города в город.
В 2004–2005 гг. молодой перспективный провинциал неожиданно и ненадолго стал заместителем начальника службы судебных приставов города Москвы. 30 ноября 2005 года оказался градоначальником Тобольска – второго по значимости города Тюменской области. 5 июня 2007 года стал мэром Тюмени после отставки Сергея Сметанюка. В самом начале 2011 года стал заместителем полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе, в сентябре полпредом президента (и начальником того же Сметанюка, тогда заместителя полпреда), в мае 2012 года – губернатором Свердловской области.
При переходе из полпредов в губернаторы (полпредом в округе вместо Куйвашева стал ранее никому не известный Игорь Холманских с Уралвагонзавода) начался самый значительный в биографии Куйвашева скандал. В Екатеринбурге началось уголовное дело, а потом суд над владелицей "независимого" местного СМИ Аксаной Пановой. Аксана Панова, по ходу дела, не стесняясь рассказывала о своих близких отношениях с двумя знаменитыми гражданами Екатеринбурга: полпредом и губернатором Евгением Куйвашевым с одной стороны и борцом и активистом Евгением Ройзманом с другой. О том, кто из них стал отцом её детей, спорили в этом городе пару лет.
Как так вышло, что губернатор то любил, то ненавидел, то приближал к себе, то отправлял под суд, то снова приближал к себе эту женщину? Кстати, это ведь она проводила расследование про его дипломы, это благодаря её СМИ все знают про пограничные войска, в которых Куйвашев не служил. И это она, как говорят, в последние шесть лет (как минимум) руководила из-за кулис всеми публичными шагами губернатора и его избирательными кампаниями.
Страшное дело, мексиканские страсти. Другому политику скандалов, которые выпали на долю Куйвашева, хватило бы с запасом, чтобы навсегда потерять все возможности для публичной карьеры, а может быть, и даже скорее всего, совсем "выпасть из обоймы". Но тюменский клан – это клан. Евгения Владимировича пока никуда не продвинули, в Свердловской области он задержался намного дольше, чем предполагалось, но и никуда не задвинули. Злые языки говорили, что дело в особых отношениях бывшего мэра и бывшего полпреда даже не с самим Сергеем Собяниным, но с его правой рукой Анастасией Раковой (сейчас вице-мэр Москвы по социальным вопросам). И даже не в личных отношениях, а в тех, которые смогла создать для него близкая подруга Раковой, роковая женщина уральской политики Аксана Панова. Так это или нет – сказать трудно.
Ладно, это всё из области публичной политики, а что с реальными делами? Губернаторы – это же теперь в первую очередь технократы-хозяйственники, они не про слова и имидж, но про стройки и повышение качества жизни населения.
С успехами на посту губернатора у Куйвашева не заладилось. То есть притащить в Екатеринбург сравнительно большое количество тюменских, которые постепенно подмяли под себя все важные отрасли местной экономики и бизнеса, прежде всего жилищное строительство, получилось. Это дело нехитрое. Но вот что касается успешных проектов – тут вспомнить, пожалуй, нечего. "Титановая долина", инвестиционный и инновационный кластер, якорным инвестором которого должен был стать аж целый "Боинг", не исчезла, но и не получила достойного развития. На протяжении восьми лет главные информационные поводы, которые поставляет "Долина", – коррупционные скандалы. Нижний Тагил, второй по важности город Свердловской области, при Куйвашеве потерял международную выставку вооружений.
В 2018 году Екатеринбург стал одной из футбольных столиц. Фото: Shinji Akagi/FAR EAST PRESS / Globallookpress
Теперь главная выставка – под Москвой. Конечно, это было решение министра обороны, но губернатор не смог или не захотел отстаивать важнейший для региона, много лет существовавший суперуспешный проект. Иннопром – тоже международная выставка, имеющая российский статус по решению Дмитрия Медведева, с каждым годом хиреет. Высокоскоростная железнодорожная трасса между Екатеринбургом и Челябинском, проект, с которого должна была начаться экономическая интеграция двух главных уральских городов-миллионников, обсуждается восемь лет подряд и, возможно, будет обсуждаться ещё столько же. Самый светлый момент губернаторства Евгения Куйвашева – это, получается, чемпионат мира по футболу в 2018 году.
Екатеринбург стал одной из футбольных столиц, наполнился болельщиками из разных стран, получил новый превосходный стадион, отличные дорожные развязки и праздник, который жители с удовольствием вспоминают до сих пор. В какой степени это заслуга губернатора? В какой – следствие решения федеральных властей? Ответ слишком очевиден.
Но, со скандалами и без особых успехов, свердловский начальник остаётся одним из непотопляемых, потому что он – важная часть стратегии большого властного сообщества. Один из тех, кто с этим сообществом возвысился, и только с ним, когда придёт время, исчезнет из российской политики.
Свежие комментарии