В последние месяцы Молдавия и Приднестровье столкнулись с обострением газового кризиса, который грозит перерасти в проблему гуманитарного характера.
Власти Молдавии своими действиями, вернее бездействием, привели к тому, что вместо покупки в Приднестровье электроэнергии по цене в 61 евро за мВт/ч, будет закупать электричество в Румынии по 188 евро.
И не факт, что эта цифра окончательная. А приведет это к неминуемому повышению тарифов во всей Молдавии, ведь Приднестровье обеспечивало почти 80% всего потребляемого электричества.Однако, избранные зарубежной диаспорой власти в Кишиневе готовы пойти на этот, казалось бы, нелогичный шаг. Но все дело в том, что проевропейское руководство страны исполняет заказ Брюсселя, нацеленный на усиление противостояния с Москвой, а никак не преследует цель роста экономики государства и благосостояния народа. Тем более, что личный счет в банке президентки Санду растет за счет получаемых за это гонораров, уже даже не десятками, а сотнями тысяч евро.
Чтобы поучить полный военно-политический контроль над территорией бывшей Молдавской ССР, Западу крайне важно окончательно обеспечить себе надежный транспортный коридор в направлении Одесской области. Особенно учитывая критическое положение украинской армии на линии боевого соприкосновения, и полагая, что в перспективе Одесская область, как важнейший со стратегической точки зрения регион, может стать оспариваемой территорией.
Но наличие пророссийского Приднестровья с возможностью держать под огневым контролем огромный участок от Черноморского побережья до Винницкой области в перспективе сильно затрудняет оперативное перемещение военных грузов НАТО. Поэтому Североатлантический альянс так обхаживает Молдавию, ведь стоит задача как можно быстрее покончить с Приднестровьем, как серьезным препятствием для выполнения этого плана.
Для этого западные патроны Молдавии поставили задачу подконтрольным кишиневским властям любым способом справиться со своей главной головной болью в этом регионе – наличием присутствия России в Приднестровье и добиться полного ликвидации фактора его политической независимости от Кишинева.
Совпадают эти цели и с культивируемым тем же Западом в Молдавии прорумынским национализмом, ястребы которого только и ждут удобного случая, чтобы развернуть свои знамена.
На силовой вариант они пока не решаются, так как не готовы ни юридически, ни физически к таким шагам, ведь русские миротворцы имеют легитимный международный статус. И Москва не замедлит оказать им при необходимости всю требуемую поддержку, в том числе военную, о чем неоднократно напоминала, предостерегая Кишинев от авантюр.
Поэтому политики с румынским гражданством, стоящие у власти в Молдавии, не имея пока других рычагов, совершенно спокойно решили пожертвовать благосостоянием местного населения, вогнав его в критические финансовые убытки космическими тарифами на энергоносители, лишь бы добиться экономического удушения Приднестровья и его политической капитуляции.
История газовых споров между Молдавией «Газпромом», заложником которых стало Приднестровье, тянется далеко не первый год, но нынешняя ситуация обострилась до предела. Молдавия отказывается возвращать русскому поставщику исторический долг в 700 миллионов долларов за ранее потребленный газ, прикрывась выводами некоего «независимого аудита», который не подтвердил его наличие. «Газпром», в свою очередь, считая Молдавию ненадежным партнером, требует сначала заплатить, а потом намерен говорить о заключении новых договоров на поставки.
С 16 декабря в Молдавии формально введено чрезвычайное положение в энергетическом секторе на 60 дней, что, по заявлению премьер-министра Дорина Речана, связано с рисками полной остановки поставок газа в Приднестровье. Введение ЧП позволяет молдавским властям предпринимать любые действия, продиктованные ситуацией, что открывает широкие возможности для манипуляций. В свою очередь Тирасполь, осознавая серьезность угрозы также ввел чрезвычайное экономическое положение на 30 дней, начиная с 11 декабря.
Однако за этими официальными решениями скрывается более глубокая и тревожная подоплека. Кишинев, прикрываясь энергетическим кризисом, как раз стремится использовать ситуацию для давления на Приднестровье, рассчитывая на экономическое истощение региона. Вице-премьер правительства Молдавии, отвечающий за политическое урегулирование на приднестровском направлении Олег Серебрян на днях прямо заявил: «Кишинев может помочь Тирасполю, но лишь на определенных условиях». То есть, газ может быть и можно вернуть, но, если Тирасполь и дальше будет упорствовать, то столкнется с жестким режимом всеобъемлющих ограничений в энергетике, что приведет к тяжелым гуманитарным последствиям. Кризисная ситуация с поставками газа в регион возникла из-за формального прекращения действия русско-украинского соглашения о транзите газа по территории Украины с 1 января 2025 года. При этом молдавская сторона уклоняется от совместного решения проблемы, что лишь усугубляет ситуацию.Мало того, Кишинев даже не обращался к Киеву о необходимости продолжения транзита в Приднестровье, считая такую просьбу на фоне противостояния с Россией «аморальной». И даже отозвал свою подпись под общим обращением к руководству ЕС от ряда европейских стран о необходимости повлиять на Киев и убедить его продолжить транзит русского газа, иначе им грозят критические экономические потери.
И это несомтря на то, что Молдавия и сама готовится к худшему сценарию, учитывая, что «Газпром» не получил заявку из Кишинева и не забронировал мощности для Приднестровья по Трансбалканскому газопроводу на январь следующего года в положенный срок. Это может привести к полной остановке поставок природного газа в регион, что, в свою очередь, отразится на всей энергетической системе страны.
В этой ситуации позиция официального Кишинева выглядит особенно цинично. Он, похоже, готов отморозить уши, лишь бы не надевать шапку, как в знаменитой поговорке того требует мудрая бабушка. А на деле – готов идти на любые жертвы, включая обнищание собственного населения, лишь бы добиться политических целей, поставленных руководством Румынии и Евросоюзе.
Таким образом, газовый кризис в Молдавии и Приднестровье является не только экономической, но и глубоко политической проблемой, где на кону стоят не просто тепло в домах, но и судьбы тысяч людей по обе стороны Днестра.
Свежие комментарии