Чистый Восток
«Восток Ойл» – это новая нефтегазовая провинция на севере России, главным образом в Красноярском крае. Его основные элементы – четыре месторождения Ванкорского кластера (Ванкорское, Сузунское, Тагульское и Лодочное месторождения), Пайяхское месторождение и Западно-Иркинский участок. Все это богатство находится в бассейне на полуострове Таймыр – там очень холодно, очень красиво, а оленей и медведей существенно больше, чем постоянных жителей.
Потенциал провинции оценивается в более чем 37 миллиардов баррелей нефтяного эквивалента – примерно 20-летний объем российского экспорта. При этом нефть этих месторождений очень чистая – она превосходит не только нашу многострадальную сернистую Urals, но и сибирскую ESPO, и эталонный Brent. А значит, будет продаваться не с дисконтом, а с премией к биржевой цене.
Фото: Rosneft / Globallookpress
Понятно, что этот проект вызывает огромный интерес не только у промышленников, но и у государства. 11 февраля президент России Владимир Путин провел в Кремле встречу с исполнительным директором «Роснефти» Игорем Сечиным, на которой последний доложил как о проекте «Восток Ойл», так и о результатах работы в 2019 году крупнейшей российской нефтяной компании.
Вспоминая 2019-й
Результаты работы «Роснефти» в 2019 году оказались достаточно позитивными. Компания сохранила объемы добычи углеводородов, осталась крупнейшим налогоплательщиком России (3,6 триллиона рублей – хватило бы на бюджет небольшой благополучной страны) и выплатила рекордный уровень дивидендов.
Последний факт является особенно позитивным для инвесторов. Только вдумайтесь: нефтяная компания в течение 2019 года выплатила своим акционерам (среди которых и государство) – 283 миллиарда рублей. Больше в своей истории «Роснефть» до этого года не выплачивала.
Полным ходом идут разведочные работы – в один ритм с постепенным оскудеванием старых месторождений вводятся в строй новые, на каждый проданный баррель приходится 1,8 разведанного барреля. Несмотря на заминку с загрязнением в трубопроводе «Дружба», российская компания пролонгировала договоры с конечными потребителями в Евросоюзе. При этом с 2016 года «Роснефть» поставила в Германию 83 миллиона тонн нефти, или четверть всего импорта нефти этой страны.
Стоит также упомянуть, что компания активно работает на внутреннем рынке, исполняя свои обязательства по обеспечению наших сограждан доступным и качественным топливом. Так «Роснефть» который год остается крупнейшим нефтеперерабоатчиком России, обеспечивая потребности внутреннего рынка. При этом компания, обладающая крупнейшей сетью АЗС в России, увеличивает и розничные продажи топлива в стране – на 6% в 2019 году.
Инвесторы не имеют выбора
После оглашения общих итогов деятельности компании собеседники перешли к обсуждению непосредственно проекта «Восток Ойл». Игорь Сечин доложил президенту, что в проект планируется инвестировать порядка 10 триллионов рублей, в том числе 2 триллиона в самое ближайшее время.
«Будет создано 15 промысловых городков, два аэродрома, порт, примерно 800 километров магистральных и 7000 километров внутрипромысловых труб, две тысячи мегаватт электрогенерации и порядка 100 тысяч новых рабочих мест».
Добавим к этому, что связанные с «Восток Ойлом» порты находятся посередине Северного морского пути и заметно повлияют на его развитие (https://tsargrad.tv/articles/rosneft-pobezhdaet-v-bitve-za-t...). Об этом напоминает и старший аналитик WMT Consulting Валерий Андрианов, который убежден, что все разговоры об окончании эры углеводородов не имеют под собой почвы: «Проект по созданию суперкластера на Таймыре – это возможность совершить прорыв, сопоставимый по масштабу с освоением Западной Сибири. Уже сейчас в рекордные сроки на Дальнем Востоке создана судоверфь, позволяющая строить гигантские танкеры и ледоколы нового типа, которые обеспечат транспортировку углеводородов из новой нефтяной провинции».
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
А главное – полномасштабный запуск проекта увеличит годовой ВВП страны сразу на 2%. Для сравнения, в 2019 году мы вообще просели более чем на 1% в долларовом исчислении, так что нам жизненно необходимы точки роста.
При этом существенная часть инвестиций придет из-за рубежа. Царьград уже писал(https://tsargrad.tv/articles/rosneft-privodit-indijskij-kapi...), что «Восток Ойл» вызывает интерес инвесторов по всему миру, включая, например, расправляющую плечи Индию. Неудивительно: «синергия по закупкам услуг и товаров при реализации наших инвестиций будет иметь коэффициент 9,3 на каждый инвестированный рубль в проект», – сообщил Игорь Сечин Владимиру Путину, но можно не сомневаться, что аналогичные расчеты давно провели и наши потенциальные партнеры.
Тем более деваться им, по мнению директора «ИнфоТЭК Терминал» Рустама Танкаева, некуда: «Мы можем сейчас совершить гигантский рывок, который выведет нас на позиции мировой нефтегазовой сверхдержавы. Причём мы будем укреплять свои позиции с каждым годом, потому что из игры одно за другим будут выходить ближневосточные государства. Никаких новых мощных лидеров на горизонте не просматривается, а запасы сланцевой нефти и сланцевого газа США, по данным американских геологов, будут исчерпаны в период от пяти до десяти лет».
Директор ИМЭМО РАН Фёдор Войтоловский напоминает: «Вырабатывая государственную политику по развитию северных месторождений, по формированию инфраструктуры, необходимо учитывать, что это вопрос не сегодняшнего дня, это вопрос стратегический. И те же американцы прекрасно понимают, что на долгосрочную перспективу именно северные месторождения станут одним из ресурсов конкурентоспособности России как мирового производителя нефти и газа».
В завершение встречи наш президент назвал проект «Восток Ойл» перспективным, пожелав Сечину успехов в его реализации.
* * *
Сто тысяч новых рабочих мест – это очень много. Похоже, у молодых российских парней появился новый вариант жизненного выбора – «Роснефти» нужны будут рабочие и специалисты сотен разных профессий. А чтобы и зарплата у ребят была по-настоящему высокой, действительно необходимо предусмотреть разумный налоговый режим на время развития проекта – это пойдёт на пользу всей России.
Свежие комментарии