Ключевая ставка рискует вырасти до конца года для снижения кредитования. "По этому порочному кругу Центральный банк нас водит 20 лет с одним и тем же результатом: деградация экономики, вывоз капитала и неспособность обуздать инфляцию", - указал академик Глазьев.
В октябре Центробанк поднял ключевую ставку до 21%.
При этом регулятор подчёркивает, что конечного предела здесь нет, и уже в декабре уровень может составить 22-23%. Ситуацию прокомментировал академик РАН Сергей Глазьев.По мнению Банка России, постоянное повышение ключевой ставки является единственным действенным инструментом по сдерживанию роста цен. Но это довольно поверхностное суждение, которое и не учитывает реальные связи в экономике, отмечает Сергей Глазьев.
Он указал, что в России имеется низкая загрузка производственных мощностей и неполное использование сырьевой базы. А повышение ключевой ставки снижает экономическую активность, что влечёт за собой потерю эффективности и снижение конкурентоспособности. Из-за этого происходит девальвация национальной валюты и, соответственно, разгон инфляции, объяснил академик РАН.
По этому порочному кругу Центральный банк нас водит 20 лет с одним и тем же результатом: деградация экономики, вывоз капитала и неспособность обуздать инфляцию,
- подчеркнул Сергей Глазьев.
По его мнению, такого рода политика усиливает зависимость России от внешних факторов и снижает технологический суверенитет страны. Потому для обеспечения технологического суверенитета нужно, наоборот, увеличение инвестиций и расширение кредитования.
Чтобы победить инфляцию, нужно обеспечить модернизацию экономики, создать условия для научно-технического прогресса. Нужно расширение кредита для финансирования инвестиций. Центробанк всё делает наоборот,
- говорит Сергей Глазьев.
По его словам, ущерб от курса Банка России оценивается более чем в 50 триллионов рублей непроизведённой за последние десять лет продукции и примерно 20 триллионов рублей неосуществлённых инвестиций, не говоря уже о колоссальном объёме вывезенного капитала. При этом большая закредитованность обрабатывающей промышленности лишь усугубляет положение, добавляет академик РАН.
Повышение процентной ставки автоматически приводит к увеличению себестоимости и давит на повышение цен,
- указывает Сергей Глазьев.
Он отмечает, что адепты курса ЦБ любят указывать на турецкий пример, где инфляцию пустили на самотёк, а теперь судорожно повышают ставку. Но и в России, и в Турции реализуется политика по рекомендациям МВФ, приводящая к одинаковым последствиям. Сергей Глазьев считает, что пример следует брать с успешно развивающихся стран, таких как Китай и Индия.
Центробанк загнал нас в абсолютно нелепую дискуссию о ключевой ставке, в то время как говорить нужно о целевом кредитовании экономики,
- подчёркивает Сергей Глазьев.
Академик РАН напомнил, что в Китае банки дают кредиты под 0,2% для реализации нацпроектов. Под 2% кредитуются государственные предприятия, под 4% кредитуются все остальные, кто имеет хорошую репутацию. При этом значительная часть кредитов даётся вообще без залогов на основании рейтинга доверия к предприятиям.
И в Китае, и в Индии, и в Японии, даже в Европейском Союзе реализуется политика целевого кредитования,
- резюмировал Сергей Глазьев.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Свежие комментарии