Гроб, разврат, поминки по предателю в разгар СВО - и всё это на сценах и в стенах ведущих театров страны. Предупреждения Никиты Михалкова о скрытых врагах России начали сбываться.
То обстоятельство, что театральная жизнь России на протяжении многих лет находилась под влиянием и даже под руководством либеральной культурной "элиты", давно уже не секрет.
А вот другое обстоятельство, что начало СВО не стало побудительным мотивом для широкомасштабных изменений в русском театре, для многих стало откровением. Казалось бы, после 24 февраля 2022 года идеологические связи с Западом разорваны окончательно, на первый план выходят классические и патриотические мотивы, государство на уровне президента обозначило запрос на новую культуру.
Но на календаре осень 2024 года, а в театральной жизни России продолжаются "странности".
Константин Хабенский - патриот или либерал?К кому, казалось бы, упрёки в излишнем либеральном наследии должны быть минимальными, так это худруку МХТ имени Чехова Константину Хабенскому.
Ведь он стал одним из, нужно признать, немногих руководителей ведущих отечественных театров, которые после начала спецоперации открыто поддержали государство. Никакой критики СВО, просеивания труппы театра на предмет совсем уж явных русофобов вроде Дмитрия Назарова, приглашения на спектакли фронтовиков - в МХТ имени Чехова сплошной позитив.
Вот только если присмотреться, то не такой уж и сплошной. И явно либеральные постановки на сцене театра продолжают появляться. В 2022 году Константин Богомолов, одна из одиозных фигур столичной театральной тусовки, поставил здесь спектакль "Новая оптимистическая". Разврата в нём, что удивительно для либералов, не так много - зато мата с избытком.
А недавно афиша МХТ имени Чехова пополнилась ещё одним спектаклем, вызывавшим смущение и вопросы патриотической общественности. Постановка Николая Рощина "Самоубийца" по одноимённой культовой пьесе Николая Эрдмана вроде бы ничего явно крамольного не содержит. Но почему-то у отечественных режиссёров не получается ставить спектакли без противоречивых символов вроде гроба напротив Кремля и смутных ассоциаций с богохульной парижской пародией на "Тайную вечерю".
Вот и появляются вопросы к руководству театра - это "оно само", случайно, или тут некое зашифрованное послание?
"Отделить зёрна от плевел"Характерно, что закулисные опасности отечественной театральной жизни на самом деле - очевидная проблема. Та самая, о которой неоднократно высказывался знаменитый режиссёр, артист и общественный деятель Никита Михалков.
И одной из ключевых таких опасностей является, по мнению Никиты Сергеевича, так называемые "ждуны". Те самые деятели культуры, которые разделяют антирусские взгляды беглецов-предателей, но при этом остались в России и продолжают работать:
Те, кто уехал, они видны. А вот думающие так же и делающие так же за спиной, но остающиеся, чтобы не терять то, что могут здесь заработать, потому что в другом месте заработать не могут…
Решение проблемы, считает Михалков, должно быть вполне определённым - тот, кто не разделяет с Россией своё собственное будущее и выступает против политики страны, не должен зарабатывать в ней, попутно сея семена вражеской пропаганды:
Отделить зёрна от плевел. Дело не в репрессиях, а в том, что если ты живёшь в этой стране, ты можешь бороться с проблемами в этой стране. Ты можешь говорить вслух, что ты думаешь, что тебе не нравится. Но в основе твоего отношения должна быть любовь и уважение.
Уехать - чтобы остаться человеком?Но пока что действительно масштабной и продуманной системы тех мер, о которых говорит Михалков, так и не прослеживается. И потому раз за разом в той же театральной сфер из сумрака кулис прорываются отдельные факты и откровения, свидетельствующие об истинном положении вещей.
Например, в московском Театре имени Вахтангова испытывают особую привязанность к бывшим худрукам. К тем деятелям, которые уже не работают в театре, но их спектакли составляют основу репертуара. Ничего зазорного в этом не было бы, если бы речь шла не о заядлых критиках России.
Например, режиссёр Юрий Бутусов некоторое время возглавлял Театр имени Вахтангова, и две его постановки до сих пор появляются на этой сцене. А ведь сам факт отъезда режиссёра за границу и его интервью не оставляют сомнений во взглядах Бутусова:
Почему состоялся отъезд? Я думаю, ответ такой: я не разрешаю с собой так поступать. Я принимаю это сложное решение – уехать, потому что я хочу оставаться человеком.
Поминки по предателю? Не проблемаНо имеется в одном из самых известных столичных театров история и более пронзительная. До 2022 года во главе Театра имени Вахтангова стоял знаменитый литовский режиссёр Римас Туминас.
Тот самый Туминас, который в разговоре с пранкерами Вованом и Лексусом не стеснялся называть Россию тоталитарным государством (как он в таких "ужасных условиях" много лет работал и получал деньги - просто уму непостижимо), всячески поддерживал киевский режим и даже согласился вести подрывную работу внутри русской культуры. Именно после этого скандала худрук покинул театр и уехал из России.
Но к Туминасу уже вопросов нет - режиссёр скончался в начале 2024 года. А вот к нынешнему руководству театра вопросов предостаточно. И по поводу того, а действительно ли необходимо оставлять в текущем репертуаре все восемь (!) спектаклей русофоба? И по поводу того, насколько адекватно была сама мысль устроить летом 2024 года вечер памяти, своего рода поминки, Туминаса в стенах вахтанговского театра?
Всё понятно: бывший худрук, для кого-то учитель, для кого-то друг. Но ведь речь идёт о человеке, признавшемся в ненависти к России и соглашавшемся с бомбёжками Москвы…
Оказывается, "правильных" режиссёров не хватаетНо что уж на покойных театральных "варягов" да на эмигрантов кивать, когда и среди своих, доморощенных деятелей хватает фигур, скажем так, неоднозначных.
Например, в июне 2024-го народный артист России, худрук Государственного (обратим внимание - государственного) театра наций Евгений Миронов заявил:
Сейчас такое время, когда очень не хватает режиссёров. . Это особые люди, к которым надо относиться бережно, они не могут работать в рамках, границах. Ограничения мешают им выразить своё личное отношение к ситуации или проблеме, самой постановке. Это мешает им вырасти в больших художников.
И снова вроде бы ничего предосудительного и криминального в этих словах нет. Но подтекст считывается однозначно: мол, многие крупные режиссёры из числа либералов уехали, ставить спектакли некому. Давайте-ка мы посмотрим сквозь пальцы на их отношение к Родине - "особые люди" всё-таки, не приемлют ограничений…
24 июня состоялась очередная церемония театральной премии "Золотая маска". И вроде бы в последние месяцы наметилась тенденция очистки этой награды от либеральных тенденций, но вот премия за лучшую работу режиссёра в драматическом театре получает знаменитый режиссёр из Санкт-Петербурга Лев Додин.
А Лев Додин, помимо своих творческих достоинств и достижений, заядлый "нетвойнист". И в первые дни СВО направил открытое письмо ни много ни мало Владимиру Путину:
Даже в страшном сне невозможно было себе представить российские ракеты, направленные на украинские города, сёла… Я делаю то единственное, что могу: я умоляю, остановитесь!
Что с того?В данной ситуации абсурден и страшен не сам по себе вопрос: а почему бы на третьем году СВО не вручить самую престижную национальную премию человеку, который хочет "всё остановить"? То есть, по сути, призывает Россию сдаться на милость украинским националистам и коллективному Западу.
Главная опасность заключается в том, что Додин это, увы, не исключение из правил - это представитель большинства среди отечественного театрального сообщества, по-прежнему остающегося либеральным. Да, большинства молчаливого, но в этом, как справедливо заметил Никита Михалков, и таится главная опасность.
Свежие комментарии