На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

7 293 подписчика

Свежие комментарии

  • Алекс Архипов
    А слабо похитить Трампа?Пу-пу-пу. Россия ...
  • Андрей Ильин
    Всех чиновников надо чистить, кто имеет доступ секретной информации. Не иметь детей за границей, счетов, недвижимости...Делягин о зарубеж...
  • Горыныч
    Самый хитрый из армян никол пашинянПашинян уверен - ...

Следы от протестов в Иране привели в Баку. Четыре жестоких урока для русских. Диаспоры показали, "кто здесь сила"

Иран оказался сейчас на краю пропасти, и у этого есть одна очень веская причина, которую следует учесть России. Название ей – диаспоры. Именно лидеры азербайджанских и тюркских движений в Иране впервые призвали местных азербайджанцев присоединиться к протестам в исламской республике.

Курды – цветочки, азербайджанцы – ягодки

Главная движущая сила нынешних протестов в Иране – курды, чья проамериканская ориентация хорошо известна.

Их численность 10–12 млн человек, и они в 90-миллионной стране составляют 15 процентов населения.

Но азербайджанцев в Иране гораздо больше – порядка 20-35 миллионов, по разным оценкам, 35-42 процента населения. Это очень много. В 8-миллионной столице – Тегеране – их полтора миллиона. И дело не только в численности, но и в значимости. И верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, и президент страны Масуд Пезешкиан – этнические азербайджанцы, последний даже даёт интервью на азербайджанском языке.

Вообще после исламской революции 1979 года влияние азербайджанцев в Иране серьёзно выросло. Да и сама эта революция началась с восстания в Тебризе – столице иранской провинции Восточный Азербайджан.

Востоковед Каринэ Геворгян считает, что Израилю и Америке удастся поставить Иран на колени только в одном случае: если против власти в стране выступят иранские азербайджанцы. Для неё это главный маркер развития дальнейших событий.

И вот пришла новость о том, что азербайджанские и тюркские движения в Иране призвали активно присоединиться своих соплеменников к продолжающимся протестам.

Правда, призвали из турецкой Анталии. Судя по фото, плакаты скорее напоминают листовки, расклеенные на столбах. И источник информации так себе: Общество Русско-Арцахской дружбы, то есть карабахские армяне.

От их информресурсов трудно ждать объективности. При этом Общество Русско-Арцахской дружбы ссылается на азербайджанское информагентство Araz News. Но хрен редьки не слаще. Азербайджан сегодня, судя по тому, как его СМИ освещают события в Иране, – один из поджигателей протестов в этой стране.

Враг моего друга – мой друг?

Худшие убивают лучших. Неграмотные моральные живодёры убивают самых образованных, самых патриотичных, самых способных к преобразованиям... и теперь вся надежда только на вмешательство извне,

– так пишет о событиях в Иране азербайджанское агентство Haqqin.az.

Убийство протестующими офицера КСИР подаётся со злорадством: "ликвидирован" (Oxu.az) и "кровавое возмездие" (Media.az).

Это неудивительно, ведь в Баку обосновался лидер южноазербайджанских сепаратистов, бывший профессор Тебризского университета Махмудали Чехрагани, которого Азербайджан отказывается выдать Ирану. То есть один "типа союзник" России пытается взорвать изнутри другого. Наша дипломатия в очередной раз встала перед дилеммой: может ли считаться другом враг моего друга?

Не предавайте своих, тогда не победят чужие

Несмотря на всю информационную муть вокруг ситуации в исламской республике, уже можно говорить об уроках, которые она преподнесла России.

Первый урок: межнациональная карта – одна из главных в колоде врагов Ирана, и именно её они начали разыгрывать, как только в стране случился экономический кризис.

Иран многонациональная страна, и посмотрите, как ему непросто приходится. А представляете, как будет непросто нам в случае подобных протестов? В Иране живёт более 30 народов, в России – более 190. В то же время доля персов в Иране порядка 60 процентов, русских в России – порядка 80.

Отсюда напрашивается простой вывод. Если мы хотим государственной устойчивости, нужно заботиться о государствообразующем большинстве. Если его не предавать, то и оно никогда не предаст. В отличие от лидеров диаспор, которые, как их ни прикармливай, всегда готовы "воткнуть нож в спину" или пригреть и оправдать тех, кто втыкает.

Второй урок: нельзя финансировать чужих, держа на голодном пайке своих. Иран, находясь в непростом экономическом положении из-за санкций, финансировал Сирию, Ливан и местную "Хезболлу". Предоставлял газ и электроэнергию Ираку на льготных условиях. Это тот "банан", на котором "поскользнулся" СССР. Советский Союз высасывал соки из русской глубинки и напитывал ими страны соцлагеря и ряд союзных республик. Ради их лояльности. И на этой же "банановой кожуре" сегодня рискует "поскользнуться" Россия, продолжающая даже во время тяжёлой войны содержать не очень-то лояльных нахлебников. Нельзя строить хорошие дороги в Киргизии и обрекать на грунтовые и гравийные свои регионы.

Секрет провала: продавать со скидками, покупать с наценками

Третий урок: события в Иране – это тест на союзничество. Иран – член БРИКС. Этот экономический блок претендует на глобальное влияние в мире, альтернативное западному. Так почему же он позволил довести экономическую ситуацию в стране-участнике до ручки? Вопрос в первую очередь к Китаю – самому экономически мощному государству мира, который является ещё и глобальным инвестором.

Объём прямых иностранных инвестиций Китая в 2023 году составил почти 3 трлн долларов. В 2021 году Китай заявил о "стратегическом партнёрстве" с Ираном – 25-летнем соглашении о китайских инвестициях в 400 млрд долларов. Но в реальности китайские компании боятся финансовых рисков и возможных вторичных санкций. Боятся потерять американский рынок.

Зато Китай нарастил закупки иранской нефти и, пользуясь тяжёлым положением Тегерана и его невозможностью сбывать чёрное золото из-за западных санкций, выбил себе на неё огромные скидки. Иран экспортировал свою нефть с помощью "теневого флота" задёшево, в то же время покупал с наценками нужные ему товары с помощью "параллельного импорта". И в какой-то момент надорвался. Ничего не напоминает?

Впрочем, похожим образом вёл себя и наш бизнес, продолжавший и после 2014 года вкладывать деньги в экономику врага – Украины и Запада, поставляя им энергоресурсы. Личная выгода оказалась важнее инстинкта самосохранения.

КСИР по-русски

И наконец, четвёртый урок: элита не должна раздражать народ. В Иране элитой стал Корпус стражей исламской революции. Это далеко не только военные подразделения, а высшая каста страны, контролирующая разные сферы экономики и вызывающая раздражение у многих простых иранцев, что не раз становилось причиной протестов в стране.

У нас тоже есть своя когорта, которая при любых раскладах плавает на поверхности. Это банкиры, олигархи.

"Птенцы Чубайса" до сих пор занимают важные посты, в том числе в экономике. А ещё это "каста неприкосновенных" в лице функционеров и капитанов крупного бизнеса, на который проливается золотой поток госконтрактов. И она, эта каста, нередко вызывает раздражение своим поведением похлеще любого КСИР.

Что с того?

События в Иране – это не просто отдалённый кризис в какой-то чужой стране. Это мощный прожектор, который указывает сейчас на наши собственные ошибки в политике и ближайшие риски.

И России сейчас предстоит сделать вроде бы очевидный выбор: поучиться на чужих ошибках и вернуться к укреплению своего экономического и культурного ядра, распутав клубок клановых интересов. Отдельный вопрос – влияние и деятельность национальных диаспор, которые только и ждут момента, когда можно будет заявить о себе как о реальной силе. Этнические ММА-клубы, внедрение "халяльной" продукции, целая армия курьеров-мигрантов, объединённая через закрытые чаты. Мало? А вот стоит поинтересоваться у иранцев, они могут многое рассказать.

И эти четыре жестоких урока, "экзамены" по которым пришлось сдавать Тегерану, нам придётся непременно учесть. Иначе можно рухнуть, как это было с СССР. А ведь упав во второй раз, можно уже и не встать.

 

Ссылка на первоисточник
наверх