Например, ветеран войны на Донбассе Владлен Татарский в своем блоге пишет, что российские комплексы РЭБ и ПВО не справятся с одновременной массированной атакой беспилотников - по его мнению их просто недостаточно для противодействия БПЛА: «Почему-то рассматривая противодействие ПВО беспилотникам, все забывают о циферках.
Сколько надо «Панцирей» и еще чего-нибудь в случае, если Россия, например, всё же вынуждена будет открыто вмешаться в события на Донбассе? Ответ: минимум 25 штук! А если одновременно начнется обострение в Сирии и в Карабахе, например? В ВС РФ таких комплексов официально около 70 штук. Мы условно говорим, что все расчеты этих комплексов в совершенстве ими владеют, а ведь это не всегда так. Но самое главное то, о чем я уже писал: БПЛА (не обязательно «Байрактар») - эффективное и недорогое, а главное безопасное, средство разведки, корректировки и нанесения удара. Страны, которые разрабатывают и используют такие штуки, могут обеспечить своего союзника по гибридной войне этим эффективным оружием, а Россия - нет! От нас только «калаши», БМП-1 и Т-72. Сейчас этого недостаточно».При этом, военкор Александр Коц призывает не идеализировать турецкие беспилотники и напоминает, что на вооружении российской армии стоят самые современные комплексы радиоэлектронной борьбы и противовоздушной обороны, эффективность которых уже не раз была доказана во время боевых действиях в Сирии и других «горячих точках»:
Объективно судить об эффективности применения ударных беспилотников сложно. Потому что нам показывают только успешные атаки.
Каков процент промахов и «осечек» мы не знаем. В любом случае недооценивать роль БПЛА в современных боевых действиях, конечно, не стоит. Но и преувеличивать их возможности я бы не стал… После того как к Идлибу были подтянуты «Буки» и «Панцири», ситуация немного изменилась. Им за несколько дней удалось сбить 12 беспилотников - 5 аппаратов «Анка» и 7 «Байрактаров».
С ним соглашается военный эксперт, капитан I ранга Сергей Горбачев.
«Здесь можно сравнивать с тем, что происходит в Сирии или в Ливии, где также активно используются БПЛА, применяются новые виды оружия и так далее. Выводы о том, что в перспективе все более активно будут применяться те же беспилотные средства поражения уже очевидны, как и то, что России есть над чем работать в этом плане, и не только с точки зрения того, чтобы догнать и перегнать в плане конструирования дронов с уменьшением их стоимости, но и с точки зрения противодействия им. Дело в том, что на любое действие всегда находится противодействие и какие-то виды вооружений вырываются вперед, демонстрируя возможности, что дает основания на то, чтобы эти силы нейтрализовать. В данном случае можно вести речь о средствах РЭБ, поражения. Российское и советское оружие уже доказало себе эффективность, востребованность и свои возможности. Безусловно, не только «Торы», но и «Буки» были эффективны в Сирии. Кстати говоря, здесь есть поле для анализа и в связи с деятельности сил противовоздушной обороны в Крыму, на границе с Украиной, с югом Украины. Открытых данных на этот счет нет, но можно предположить, что наши системы эффективно противодействовали разного рода дронам на границах с Крымом. Наверняка есть основа для анализа и в плане действий на Донбассе, есть данные о том, что против тех же дронов активно используются наши ПЗРК типа «Стрелы» различных модификаций и так далее», - заявил Горбачев.
По его мнению вбросы, дискредитирующие российское вооружение и превозносящие турецкое, могут делаться для того, чтобы увеличить позиции последнего на международном рынке, где Россия занимает лидирующие позиции:
Я говорю о том, что карабахская война добавляет материалов для того, чтобы делать определенные выводы, но надо критически относиться к той информации, которая у нас присутствует в СМИ. Не исключено, что эти преувеличения делаются намеренно, чтобы повлиять на рынки вооружения. Прежде всего, мы говорим о Турции, о возможностях ее ВПК, об Израиле, чьи беспилотники состоят на вооружении у Азербайджана, и так далее. Этот аспект нужно однозначно рассматривать по той причине, что любая война - это возможности хорошо заработать тем, кто производит вооружения. Тут можно однозначно сказать о пиар-ходах разного рода, чтобы привлечь внимание к этой технике, увеличить производство и получить определенную прибыль.
Подтверждает этот тезис и эксперт движения «Офицеры России» Александр Перенджиев:
«Россия по поставкам вооружения идет на втором месте в мире. При этом, США постоянно оказывают санкционное давление на те страны, которые покупают российское вооружение, потому что оно, действительно, лучшее. Российское оружие - это оружие победы. Та же самая Турция, страна НАТО закупает его в России. А у Турции кто покупает, кроме Азербайджана? Ну, поставляют они правительству национального согласия в Ливии, но это другое. В основном, свое вооружение Турция реализует на теневом рынке, а на «белом» рынке, кроме Азербайджана идут за редким исключением страны арабского мира. Если бы у нее было лучшее оружие, то покупали бы у нее».
Перенджиев также подчеркивает, что за последние годы при руководстве Министерством обороны Сергеем Шойгу Россия значительно продвинулась в создании современного оружия, аналогов которому нет в мире. Российская армия на голову сильнее турецкой во всем спектре вооружений. Несмотря на большие закупки у Турции, у того же Азербайджана большая часть оружия - российского и советского производства: «Азербайджан закупал и турецкое оружие, и израильское, но основу азербайджанской армии - вооружения и военной техники составляет тоже российское оружие. Говорить о том, что Азербайджан побеждает российское вооружение турецкой техникой неправильно.
Что касается гипотетического столкновения России и Турции, то то оружие, которое есть у России, новейшее, его нет у других. Те же самые гиперзвуковые ракеты, всем известные, и не только. Надо не забывать, что война с Турцией, если будет, то будет комплексная, будут применены и военно-морские силы, подводный флот, ВКС и прочее… Если если спрашивать, кто сильнее - Турция или Россия, я считаю, что Россия сильнее по многим позициям - и ракетным, и танковым, и по бронемашинам, и по стрелковому оружию, и по военно-морскому вооружению. Но с Турцией воевать мы не будем, мы все равно договоримся. Если бы мы хотели войны, то давно бы уже начали это делать в Сирии, потому что у нас там очень много было причин и условия для того, чтобы войти в прямое боестолкновение. Во-вторых, с Турцией у нас есть экономические проекты, в том числе глобального характера. Это основа для сближения и сотрудничества, которая способствует тому, чтобы Россия и Турция снимали все противоречия».
Российский журналист Андрей Медведев в своем блоге подчеркивает, что ситуация в Карабахе и Сирии не может сравниваться с тем, что будет происходить, когда беспилотникам будет противостоять вся мощь современной армии:
«И в Сирии, и в Ливии, и в Карабахе, турецкие беспилотники действовали в условиях практически тепличных. То есть у противника отсутствует, по сути, современная система ПВО. Даже наличие у сирийской армии некоторого количества «Панцирей» расклад сил не меняет. И конечно, при такой расстановке, беспилотники выглядят весьма убедительно. Но совершенно не ясно, насколько всё это будет работать, в случае боевых действий с современной, технически оснащенной, армией. Я даже не беру армию российскую, где и мобильные комплексы ПВО, и мощнейшая система РЭБ, и тактические ракеты, вроде Точки, которые как раз должны уничтожать центры управления беспилотниками.
Даже взять, скажем французские вооруженные силы, современные, как имеющие боевой опыт в Африке (тем более турки с французами сейчас в явном конфликте).
Так вот не факт, что беспилотники сами по себе в таком случае будут эффективны хотя бы на половину».
Пори этом, политолог Олег Матвейчев заявляет, что российские системы эффективно работали в Сирии и доказали свое превосходство, не раз заставая врасплох своих конкурентов.
«У России самые совершенные и самые лучшие в мире системы электронного подавления, которые мы испытали уже на американцах и многих других. Если Россия захочет, то ни один турецкий беспилотник и что бы то ни было вообще не будет работать. Все это сгорит и выйдет из строя, если Россия применит свои системы вооружения, они оглохнут и ослепнут сразу, поэтому нечего слушать тех, кто критикует российскую армию и ее оснащенность.
Все наши столкновения с Турцией в Сирии закончились тем, что наши Турцию подвигали к тем границам, за которые они пытались выйти. Турция является членом НАТО, но она член НАТО на своей территории и НАТО отвечает за турецкую целостность. А на территории Сирии турки, что называется, беззащитны, с ними можно делать все, что угодно. Мы несколько раз демонстрировали, что мы это и делаем, когда Турция выходила за пределы определенных им нашими договоренностями границ. Поэтому говорить о какой-то силе турецкой армии не приходится. Более того, если мы захотим, мы можем в Сирии уничтожить вообще любую турецкую группировку, они там находятся как в ловушке, полностью в нашем распоряжении. Но по различным политическим и иным соображениям мы пока этого не делаем. Что называется, рано еще», - подчеркнул Матвейчев.
Свежие комментарии