Сотни тысяч мигрантов всё ещё находятся на территории России фактически на нелегальном положении. И это официальные цифры. Что делать с этой армией иждивенцев для наших кошельков?
Спикер Государственной Думы Вячеслав Володин анонсировал масштабную депортацию нелегальных мигрантов. 10 сентября истёк срок, за который лица, утратившие законные основания для пребывания в России, должны были урегулировать свой статус.
Подавляющее большинство приезжих не воспользовались этой возможностью. Согласно опубликованным данным, в реестре контролируемых лиц на сегодняшний день 770 тысяч человек. Из них третья часть — это женщины и дети, то бишь социальные иждивенцы, не несущие никакой пользы для отечественной экономики (если нелегалы в принципе могут приносить пользу).
За январь — август текущего года, как заявил председатель Госдумы, правоохранители выдворили 35 тысяч человек. Темпы не самые удовлетворительные, однако проблема в том, что выгоняем приезжих мы за свои же деньги…
Авиабилет нелегалам оплатят русскиеВы знаете, даже выдворение сейчас происходит за счёт государства. Кто-то его завёз или сам заехал, а мы из нашего бюджета оплачиваем его возвращение на родину. Покупаем ему билет на самолёт. Не пойдёт он с сохой по пустыне. На самолёт провожаем за наш с вами счёт,
— рассказал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин, выступая на Петербургском международном юридическом форуме.
Никаких иных инструментов законодатели пока не предусмотрели. И всё это влетает налогоплательщикам в копеечку. В июне 2025 года Главное управление федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю разместило сведения о закупке проездных документов для высылаемых иностранных граждан на сумму 10 миллионов рублей.
Чтобы отправить нелегального мигранта из Таджикистана назад в солнечный Душанбе, придётся заплатить 93 430 рублей за один билет. В Баку — чуть меньше: 90 158 рублей. В Бишкек — 87 860 рублей. В 2024 году правоохранители региона выслали за пределы России 4,5 тысячи приезжих. Если исходить из среднего значения 90 тысяч рублей за депортацию нелегала, выходит, за двенадцать месяцев израсходуют не менее 405 миллионов. Если, конечно, этих людей в принципе вышлют.
За 2023 год Федеральная служба судебных приставов потратила на депортацию 24 тысяч человек 453 миллиона рублей. За девять месяцев 2024 года — более 657 миллионов рублей (окончательные цифры пока не опубликованы). Средняя стоимость высылки одного "незаменимого иностранного специалиста" растёт. Если в позапрошлом году она составляла 18 703 рубля, то в прошлом выросла до 43 118 рублей. Пересчитаем, исходя из числа находящихся в реестре контролируемых лиц.
Чтобы выслать 770 тысяч нелегалов, федеральная казна истратит как минимум 32,8 миллиарда рублей. Вдумайтесь в эти цифры.
Это превышает годовую расходную часть бюджета Калмыкии. За эти средства можно было в два раза больше денег вложить в наш регион, повысить его туристическую привлекательность, отремонтировать аварийные школы, больницы, вложить в социальную инфраструктуру. Но нет. Надо же вернуть "бесхозного" иностранца к себе домой.
Кирку в зубы — и работать!Спрашивается, почему бы это бремя расходов не переложить на государства — доноры миграции? У России существуют соглашения о реадмиссии со среднеазиатскими и закавказскими партнёрами. Но этот механизм задействуется очень редко. Существуют определённые госпрограммы — например, у того же Узбекистана. Официальный Ташкент в августе текущего года провёл акцию "Возвращение на родину". Её цель — возвращение из депортационных центров узбекских граждан. В рамках описанного механизма за счёт бюджета республики вернули из России с 30 июля по 30 августа 1400 человек. В первую очередь — женщин и детей.
Конечно, это мизер, учитывая, что в целом за прошлый год административному выдворению подверглись 190 тысяч иностранцев (доля узбеков среди них огромна, учитывая, что выходцы из этой республики — лидеры по трудовой миграции). Но хоть что-то.
Во взаимодействии с узбекскими властями необходимо масштабировать данную практику. Иначе у нас не остаётся иного выбора, кроме как задействовать карательный инструментарий. А именно: назначать нелегалам исправительные работы в исключительно тяжёлых климатических и производственных условиях. Пару месяцев отработают, заработают себе на авиационный билет — и домой.
В работе нет дефицита. Согласно данным Росстата, 36,1% занятых официально трудятся на опасных и вредных производствах. Обрабатывающие предприятия, стройка, погрузочно-разгрузочные работы. Наконец, возведение фортификационных укреплений на освобождённых территориях, куда привлекаются и обыкновенные трудовые мигранты за приличные деньги. Естественно, со штрафами и нормами выработки, чтобы особо "умные" не пытались трудиться по принципу "часики тикают — срок уменьшается". Отлыниваем — срок увеличивается. Всё по-честному. Никто никого не заставлял нарушать миграционное законодательство.
А можно ли выслать такую ораву?Адепты либеральных подходов к миграции любят говорить, что депортация сотен тысяч иностранцев — нечто невозможное. Впрочем, парировать такую аргументацию легко. И можно даже не уходить в историю, не вспоминать операцию "Мокрая спина", когда за несколько лет американские пограничники и полицейские депортировали назад в Мексику свыше миллиона "незаменимых иностранных специалистов".
Возьмём Исламскую Республику Иран — нашего стратегического партнёра, который проводит очень результативные кампании по высылке афганских беженцев, особенно после войны с Израилем, когда выяснилось, что именно выходцы из соседнего государства активно исполняют задания МОССАДа.
По статистике Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Иран и Пакистан с 15 сентября 2023-го по 30 сентября 2024-го депортировали домой 2,2 миллиона афганских иммигрантов. И сделали это, несмотря на близость религиозных взглядов и общую историю. Афганистан и Пакистан разделяет линия Дюранда — совершенно искусственная граница. А беженцы в ИРИ — это преимущественно хазарейцы, исповедующие шиизм. То есть ту же религию, что и большинство иранцев. Тем не менее чрезмерному количеству приезжих в Тегеране всё равно не рады. Депортации проходят весьма эффективно.
Летом темпы высылки фиксировались потрясающие. Временами доходили до 51 тысячи человек за сутки. За шестнадцать дней июня — полмиллиона депортированных чужеземцев. Фактически ударными темпами решили проблему, сопоставимую с нашей. Но иранцам несколько проще: есть общая граница с Афганистаном. У нас, к сожалению или к счастью, общей границы с Узбекистаном, Таджикистаном, Киргизией нет. А значит, либо их правительства берут на себя финансовые обязательства по покупке авиационных билетов, либо нелегалы отправляются на исправительные работы. Иного не дано. И рассусоливания насчёт "прав человека" излишни.
Депортировать 770 тысяч иностранцев — колоссальные расходы казны. Да, деньги придётся потратить. Но важно сделать так, чтобы те иностранцы, которые гипотетически могут стать нелегалами, сюда не попадали. В отсутствие визового режима это сложнее. Однако если мы введём биометрию не как экспериментальный режим в аэропортах Москвы и одном пункте пропуска, а обязательно и повсюду, тогда сможем понимать, кто к нам въезжает,
— говорит руководитель направления "Миграция" центра им. П.А. Столыпина ВШГУ РАНХиГС при Президенте России Михаил Бурда.
Что с того?Депортация всех лиц, внесённых в реестр контролируемых лиц, неизбежна, и на ней, увы, придётся не экономить. Худшее, что можно сделать сейчас, это объявить очередную амнистию или сделать послабления. Люди показали: для них законодательство России не значит ровным счётом ничего. Правовой нигилизм должен наказываться.
Важно понять, как предотвратить в будущем появление новых толп нелегалов. Выход — в организованном наборе, который уже предложили профильные ведомства и парламентарии. Весь груз финансовой ответственности за депортацию обязан лечь на работодателя, к которому едет гастарбайтер, или на самого гастарбайтера путём внесения обязательного залога при пересечении границы. Продолжать действовать как прежде — значит, тратить очередные миллиарды впустую.
Свежие комментарии