На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 647 подписчиков

США получают свою Украину: Бразилия выстрелила в Байдена из иранских кораблей

На днях прошло почти незамеченным то, что при голосовании в Совбезе ООН российскую резолюцию по созданию комиссии для расследования диверсии на "Северных потоках", кроме Китая, поддержала также Бразилия. Это вызывает вопросы по обе стороны Атлантики: с кем крупнейшая страна Латинской Америки – с Россией или с США?

Или она ещё не определилась? Попытаемся разобраться в том, каков внешнеполитический вектор Бразилии при новом старом президенте Луле да Силве.

Третьим будешь?

Похоже, для многих стало неожиданностью то, что при недавнем голосовании в Совбезе ООН по русскому проекту резолюции о создании международной комиссии для расследования диверсии на "Северных потоках" на сторону России и Китая встала также Бразилия. Не откроем секрета, если скажем, что это результат работы нашей дипломатии. Но, с другой стороны, у любого дипломатического успеха (как и неудачи) есть свои необходимые составляющие. В данном случае необходимыми составляющими прорусского демарша Бразилии являются как минимум два фактора: личность президента Бразилии Инасиу Лулы да Силвы и изменившаяся не в пользу США геополитическая обстановка, которая позволяет многим странам, находящимся в орбите влияния Вашингтона, пересмотреть свои отношения с гегемоном или как минимум внести в них существенные поправки.

То, что Бразилия вносит поправки в свои отношения с США, это очевидно. Официальная Бразилиа явно демонстрирует Вашингтону своё желание самостоятельно определять круг своих друзей. Об этом говорит не только голосование Бразилии в ООН на стороне России. Недавно бразильский президент продемонстрировал самостоятельность своей страны довольно эксцентричным способом лично президенту Байдену в ходе своего официального визита в Вашингтон. В момент пребывания Лулы в американской столице на рейде Рио-де-Жанейро стояли два корабля ВМС Ирана, и американцы требовали от официальной Бразилиа не давать им разрешение на заход в порт. Бразильцы и не давали – до тех пор, пока Лула был в Вашингтоне. Когда он вылетел домой, иранские корабли получили разрешение зайти в порт Рио, и, более того, оказалось, что они идут с визитом дружбы по случаю круглой даты установления отношений между Бразилией и Ираном.

Что мы видим? Бразильцы явно отвергают доктрину Монро, по которой США живет уже 200 лет, считая Латинскую Америку вечной зоной своих жизненных интересов. Но с другой стороны, левый политик Лула, чье переизбрание в третий раз на пост президента Бразилии рассматривается в регионе как подтверждение всего "левого разворота" Латинской Америки (начатого с избранием в Мексике в 2018-м президентом такого же социалиста Лопеса Обрадора), не может не смотреть в сторону США. Более того, он пытается поддерживать видимость нормальных отношений с Вашингтоном. Политика Лулы и на международной арене, и дома напоминает гигантский слалом, в котором он не только пытается лавировать и обходить препятствия, но иногда даже переобуваться в прыжке. Это можно рассматривать и как достоинство, и как недостаток политика. И именно поэтому главным остаётся вопрос о том, насколько устойчивым будет наметившийся дрейф Лулы в сторону России.

Байден помог

Не вызывает сомнения то, что лидер левой Партии трудящихся Лула да Силва (дважды был президентом с 2003 по 2011 год) придерживается социалистической идеологии и традиционно, как и все левые в Латинской Америке, с симпатией относится к России. Однако сиюминутная политическая конъюнктура заставляет этого политика принимать решения, которые часто не соответствуют стратегическому национальному и антиамериканскому курсу, объявленному им еще в начале нулевых, когда он впервые пришел к власти. Более того, Лула, ничтоже сумняшеся, в тактических целях использует поддержку со стороны откровенных врагов, если ему это надо здесь и сейчас. И это приводит к сомнениям по поводу того, насколько любой внешний игрок, который смотрит на Лулу как на потенциального союзника, может на него положиться.

Лула очень изменился после 2018 года. США при Трампе, в 2018-м, преподали Луле очень болезненный урок: они его лишили возможности избраться в президенты. В самый разгар избирательной кампании 2018 года против Лулы вдруг открыли уголовное дело по обвинению в коррупции. Мол, в качестве взятки он получил шикарную квартиру от одной из строительных фирм в обмен на господряды. Лулу приговорили к девяти с половиной годам тюрьмы. Его попросту убрали, чтобы дать дорогу стороннику Трампа Жаиру Болсонару, который в отсутствие Лулы уверенно победил на президентских выборах. Никто не сомневался, что в тюрьму Лулу упекли по распоряжению администрации Трампа.

Потом с бразильской Фемидой случилась метаморфоза. В канун последней избирательной кампании в Бразилии, в 2022-м, с Лулы сняли все обвинения, выпустили на свободу и вернули  политические права. Верховный суд Бразилии решил, что в ходе прежнего судебного процесса над Лулой были допущены процессуальные ошибки. В результате Лула снова выдвинул свою кандидатуру в президенты и снова стал главным оппонентом Болсонару, который пытался переизбраться на второй срок. Однако к этому моменту американскую администрацию уже возглавлял Байден, который рассматривал Болсонару, сторонника Трампа, как своего врага. И случилась ситуация наоборот.

Теперь США уже поддержали самого популярного политика Бразилии Лулу, в котором видели единственную возможность скинуть Болсонару. И потому во всей Латинской Америке ни у кого не возникает сомнения в том, что США как посадили, так и выпустили Лулу. Это понимает и сам Лула, который, не стесняясь, использовал поддержку со стороны нынешнего хозяина Белого дома, чтобы в третий раз занять президентское кресло. Он не говорил об этом вслух. Он просто воспользовался ситуацией. Но в любом случае Лула – должник Байдена и всего американского либерального истеблишмента.     

Политический флюгер

Чем он отплачивал долг? Лула на протяжении всей избирательной кампании заигрывал с извращенцами и высказывался за свободу абортов. Он постоянно говорил о "правах чернокожих, женщин и ЛГБТ", встав на позиции американского либерального истеблишмента, который продвигает у себя в стране и по миру "гендерную идеологию". Между тем вопрос об абортах крайне непопулярен в Бразилии, где 70 % населения заявляют, что выступают против легализации искусственного прерывания беременности. Но в Латинской Америке все очень хорошо понимают, что любой политик, надеющийся на политическую карьеру у себя в стране, должен так или иначе заключить неформальное соглашение (а иногда и формальное) с действующей американской администрацией. Поддержка "гендерной идеологии" рассматривалась Лулой как входной билет в президентский дворец.

Однако эффект оказался неожиданным: даже те, кто изначально хотел голосовать за Лулу, переметнулись в стан сторонников Болсонару, который сделал защиту христианских ценностей стержнем своей кампании. И после первого тура выборов, который оказался для Лулы  провальным, он моментально переобулся. Лула заявил, что выступает против абортов. А в социальных сетях его избирательный штаб распространил заявление, что он "верит в Бога". 

Мы подробно рассказываем о метаморфозах Лулы исключительно для того, чтобы показать, что этот политик весьма подвержен конъюнктурным изменениям и зависим от США. Если есть возможность без ущерба для своего положения реализовывать свои социально-политические убеждения, он непременно это сделает. Но если придется выбирать в условиях давления – либо внутреннего, либо внешнего, – то только сам Лула сможет сказать, куда он повернет.

Внешние ветры

Имея представление о личности Лулы и меняющемся векторе его социально-политических предпочтений, нужно тщательно взвешивать внешние условия, в которых он находится, чтобы предсказать курс Бразилии под его руководством на ближайшую перспективу. Совершенно очевидно следующее: президент Бразилии внимательно следит за чашей весов геополитики. Куда она склонится в противостоянии Восток – Запад? Из того, что Бразилия предпринимает сейчас, можно сделать однозначный вывод: Лула видит крайнее ослабление США и исходит из того, что гегемон и дальше будет терять силу, не будучи в состоянии помешать укреплению региональных центров военного и экономического влияния.

С другой стороны, его шаги на внешней арене говорят о том, что Лула с острожным, непубличным оптимизмом смотрит на то, что Россия взяла на себя роль лидера в создании нового мирового порядка. На основе политических движений Лулы можно предположить, что он готов окончательно встать на нашу сторону, если мы не будем давать слабину. А наша победа над Западом на Украине полностью перетянет Бразилию – как и многие другие страны мира – на сторону России. За такую позицию очень сложно винить президента Бразилии, учитывая то, что Россия сама была довольно осторожна и даже непоследовательна в противостоянии Западу. А многие союзники России не получили от нее поддержки в критический для них момент, как, например, Куба в конце 1990-х и нулевых, если говорить только о Латинской Америке. И если вдруг окажется, что геополитический перевес окажется на стороне США, было бы наивным ждать от Бразилии последовательной верности Москве.   

Что будет с БРИКС?

Из этого понимания надо исходить, оценивая перспективы БРИКС. Лула стоял у истоков создания БРИКС. Это объединение создавалось в 2006 году, когда Россия сама еще пыталась вписаться в американоцентричную мировую архитектуру, поскольку другой тогда не было. Как не было и окончательного раскола между Россией и коллективным Западом. Сегодняшний БРИКС усилиями России принимает совершенно другой вид. Это объединение нами и многими странами, даже не входящими в БРИКС, рассматривается сегодня как антипод коллективному Западу в экономическом, политическом, культурном и даже духовном плане. И активность в БРИКС Бразилии – единственного пока представителя Латинской Америки в этой организации – будет во многом зависеть от успехов России на театре военных действий и в целом в противостоянии Западу. Это касается и других членов объединения.

Кроме того, политический класс и бизнес Бразилии сильно зависят от США. Это не позволяет предположить, что Бразилия сегодня или завтра безоговорочно встанет на сторону России в открытом противостоянии Соединённым Штатам. Тесные личные и деловые интересы бразильского бизнеса не позволят Луле делать резкие недружественные движения в отношении США. Надо учитывать и традиционный проамериканский и антироссийский настрой бразильских военных, абсолютное большинство которых получило военное образование в США. Армия в Бразилии – это реально пятая власть, заставляющая считаться с собой любого политика. Именно на нее опирался экс-президент Болсонару, сам бывший военный.

Не надо забывать и то, что в данный момент по итогам октябрьских всеобщих выборов сторонники экс-президента Болсонару будут губернаторами трёх самых густонаселенных штатов Бразилии, а его Либеральная партия имеет в обеих палатах Национального конгресса абсолютное большинство. Проиграв президентские выборы, Болсонару победил на парламентских выборах и на выборах в местные органы власти. Таким образом, противники Лулы будут мощной силой в Бразилии на долгие годы. И нет гарантии, что они не будут чинить ему препятствия в проведении международной политики. При Болсонару Бразилия не утопила БРИКС, как все того ждали, но и не сделала ничего, чтобы этот блок развивался. Нельзя исключать, что только ради того, чтобы не дать Луле лишние политические очки, Национальный конгресс может саботировать международные инициативы президента, требующие парламентского утверждения.

Что с того?

Таким образом, прорусское голосование Бразилии в ООН – это, как говорится, первая дождинка, но ещё не дождь и уж тем более не вода на русскую мельницу. Пока что надёжными союзниками России в Латинской Америке были и остаются Куба, Венесуэла и Никарагуа. Их руководство не подвержено внешней или внутренней конъюнктуре и чётко занимает пророссийскую позицию во всех международных вопросах. Более того, Россия может рассчитывать на них даже при обострении мировой военной ситуации. Лидеры этих стран уже давно приговорены Штатами, как говорится, к высшей мере за свою откровенно антиамериканскую и пророссийскую политику. И внутренняя стабильность этой "русской тройки" во многом зависит от поддержки России.

Того же не скажешь про Бразилию, а также про Мексику, Боливию, Аргентину, которые проводят дружественную по отношению к России политику, но вынуждены раз от разу делать реверансы в сторону США, которые все еще имеют сильнейшие рычаги давления на экономику этих государств и лично на их лидеров. Тем не менее активная дипломатическая работа России наряду с русскими военными успехами будет приближать их позиции к позиции Гаваны, Каракаса и Манагуа. Если русская армия дойдет до польско-украинской границы, тогда от союзников России не будет отбоя. А БРИКС может расшириться до состава ООН. Именно поэтому США и Европа говорят, что победа России будет крахом Запада. В любом случае у России в Латинской Америке положительные перспективы, а у США они все время сужаются.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх