
Неожиданный поворот в гренландском кризисе: США отжимают ледяной остров у Дании, попутно унижая Европу, а главным проигравшим может оказаться... Зеленский. На Западе уже паникуют из-за двухходовки Путина и Трампа, которую вроде как разыграли Москва и Вашингтон: а вдруг неожиданный "договорняк" и в самом деле правда?
Вроде бы режиму Зеленского нет никакого дела до Гренландии.
От Киева до восточной оконечности острова – 3,5 тысячи километров. На Украине до сих пор не разобрались, кто там руководит (датский король Фредерик X, местный премьер-министр Йенс-Фредерик Нильсен или таинственный верховный комиссар Джули Прест Вильче). Впрочем, не только на Украине.
Но в январе 2026 года остров стал причиной обострения отношений внутри Евроатлантики – и стратеги офиса Зеленского обнаружили, что гренландский кризис может серьёзно аукнуться киевскому режиму. Глава МИД России Сергей Лавров поднял ставки, жёстко заявив, что наша страна не может позволить себе роскошь в виде прекращения огня на Украине для перевооружения киевского режима.
А такая ставка была на Венесуэлу…В первые дни 2026-го европейские политики рассчитывали на длительную передышку в геополитической забаве "тянитолкай", которая длится уже год, со вступления Трампа в должность.
Задумка по-своему логичная: судя по молчанию Европы по поводу событий в Венесуэле, евростратеги надеялись, что захват Мадуро удовлетворит амбиции Трампа и стимулирует его увязнуть в Латинской Америке. Тем временем либерал-глобалисты через американских демократов как минимум отменят планы Белого дома в сфере урегулирования украинского кризиса.
А как максимум – убедят президента США вступить в открытую конфронтацию с Россией на стороне Зеленского.Однако всё произошло с точностью до наоборот: добившись нужного медийного эффекта от похищения Николаса Мадуро (реальные последствия этой операции в плане контроля США над Венесуэлой пока неясны), Трамп сразу переключился на Гренландию.
Причём своими ультимативными требованиями унизил не только Данию, у которой при всём честном народе отнимают остров, составляющий 98% её государственной территории. Главный удар нанесён по престижу Европы (ЕС + Великобритания), которая, как оказалось, не способна защитить члена Евросоюза и НАТО ничем, кроме полурешительных заявлений.
Неудобно получилось: без оружия и боеприпасов…Когда в конце 2024-го стало понятно, что Трамп с его идеей аннексии Гренландии избран 47-м президентом Штатов, король Дании пошёл на "решительный" шаг: сделал крупнее белого медведя, символизирующего Гренландию, на своём гербе. Собственно, только этим Дания и может ответить США.
Однако наконец-то и до европейских "эффективных менеджеров" дошло: их позиция ничем не лучше датской.
После начала СВО, отдав Киеву значительную часть своих арсеналов, Европа осталась даже без формального военного щита.
Уже анекдотом стало заключённое в феврале 2024-го соглашение о гарантиях безопасности между Данией и Украиной. Тогда, при администрации Байдена, европейцам казалось, что они навсегда под крылом американской военной машины и можно спокойно отдавать оружие Зеленскому: оно ему нужнее – русских убивать.
Сейчас в Дании заговорили, что шесть истребителей F-16, отданных Киеву, надо бы вернуть, а то Гренландию оборонять совсем нечем. Но очевидно, что никакие самолёты ВСУ назад не отдадут, а датские политики и СМИ позорно это проглотят: не станут же они "подыгрывать Путину", да?
Это актуально для всех европейских стран, активно поддержавших Зеленского. Даже если оставить за скобками угрозы Трампа (ладно, от него на время можно откупиться Гренландией) – весь мир увидел, что без американской армии Европа осталась беззащитной. И в такой ситуации продолжение активной военно-технической помощи Киеву становится весьма затруднительным.
Мерц оказался самым трусливым – или сообразительным?Очевидная беспомощность Европы как геополитического "центра бессилия" в гренландском вопросе является сигналом для Трампа – у постоянно навещающих друг друга в Брюсселе, Берлине, Париже и Лондоне фрау, месье и господ нет реальных козырей на руках.
Всё, что они могут, – это громкие заявления и закулисные интриги.
В либеральной прессе пытаются сделать хорошую мину при никакой игре – даже транслируются идеи, что "авторитарное давление Трампа способствовало единению Европы перед лицом агрессора".
На самом деле после объявления Трампа, что с 1 февраля США вводят 10-процентные пошлины для Дании и стран, которые заявили об участии в "защите Гренландии" и послали на остров по три с половиной человека в военной форме, весь вопрос в том, в какой последовательности европейцы сдадутся Вашингтону.
Первый претендент – Германия, которая не только спешно отозвала полтора десятка своих военных, что только-только успели прилететь в Гренландию (разумеется, заявив при этом, что "все задачи миссии были успешно выполнены"), но и стала подавать странные сигналы в адрес России.
Так, 14 января канцлер Фридрих Мерц не просто назвал Россию "крупнейшей европейской страной" и "соседом Германии", но и заявил о необходимости долгосрочного диалога с Москвой.
Мерц, а вслед за ним остальные сохранившие остатки вменяемости европейские лидеры вынуждены признать – им нужен противовес в противостоянии с Трампом. Самый реальный вариант – сближение Европы с Россией, для начала – по украинскому вопросу.
И это грозит режиму Зеленского очевидными неприятностями, обратил внимание в беседе с Царьградом Кирилл Коктыш, доктор политических наук, профессор кафедры политической теории МГИМО:
Если Евросоюз не может защитить Гренландию и легитимирует её передачу, то возникает вопрос: а за что Евросоюз тогда сражается на Украине? России это на руку в первую очередь политически. Защита Украины со стороны Евросоюза, в случае если Европа отдаёт Гренландию, из вещи принципиальной и осмысленной превращается в вещь бессмысленную. А на бессмысленные вещи деньги уже не тратят.
А тут ещё Путин подозрительно молчитНо самым тревожным симптомом для киевского режима могут стать появляющиеся в западной прессе публикации, что ситуация, складывающаяся с Гренландией, всего лишь анонс будущей двусторонней сделки Трампа и Путина по Украине. Теперь уже безо всякого участия Киева, Брюсселя и Лондона мир будет заключён между Белым домом и Кремлём, а всех остальных просто принудят согласиться с новой реальностью.
Этого и боятся наиболее радикальные русофобы из числа евробюрократов: так, пресловутая глава дипломатии ЕС Кая Каллас уже назвала гренландский ультиматум Трампа "поводом для радости для России и Китая" и препятствием для достижения выгодного для Европы "мира" на Украине.
На самом деле, по мнению политолога и историка Сергея Станкевича, Америка всего лишь возвращает ошалевшую от безнаказанной русофобии Европу к геополитической реальности:
США отказались от остатков прежнего миропорядка и перешли к новому империализму XXI века. Самое главное, что сказали американцы: "Нет больше универсальных правил, для всего мира якобы действующих. Украина теперь – это сфера ответственности Европы. Вы какое-то мнение по поводу Украины имеете? Ну так вступайте в контакт с Москвой, которая претендует на то, что Украина её сфера влияния, ведите переговоры".
А особый трепет в Киеве должен вызывать проявляющийся в размышлениях западных аналитиков вариант совместной гренландской партии Трампа и Путина. Смещение внимания на Гренландию помогает достижению задач СВО.
Показательна статья агентства Bloomberg, где ставится вопрос: а чего это Путин по поводу Гренландии так спокоен и молчалив? Россия никогда не молчала по поводу агрессивных международных действий Штатов – а тут Кремль словно и не замечает "вселенской драмы" вокруг 57 тысяч "стойких гренландцев".
Bloomberg даёт очевидный ответ на собственный вопрос: с точки зрения Москвы рационально закрыть глаза на аннексию Трампом Гренландии в ответ на уступки США по украинскому вопросу. Вся интрига в том, носят ли ожидания Путина теоретический характер – или какая-то договорённость в ходе оставшихся за кулисами контактов уже достигнута?
И вот тут для Зеленского самое время бояться.
Кстати, пресс-секретарь Кремля, комментируя планы США относительно самого большого острова планеты, сказал так:
Существуют эксперты международные, которые считают, что, решив вопрос присоединения Гренландии, Трамп, безусловно, войдёт в историю. Причём не только в историю Соединённых Штатов, но и в мировую историю. И ещё раз повторяю – без обсуждения, хорошо это или плохо: с этими экспертами трудно не согласиться.
Что с того?Спору нет, двухходовка Трампа и Путина: "Дорогой Дональд, поздравляю с возвращением Гренландии в неродную гавань..." – "Уважаемый Владимир, жду от вас приглашения в Киев на победный парад…" – теоретически выглядит красиво.
На практике она возможна только при условии, что Трамп не побоится противодействия со стороны оппозиции – уж демократы-то не преминут сразу обвинить президента, что он "продал свободную Украину кремлёвскому диктатору". Пока что шансы на такую решительность Белого дома невысоки.
Пока же продолжается истерия Европы и Зеленского, которые "пытаются опять навязать США свои концепции, включая прежде всего 60-дневное, а то и вечное перемирие", на что обратил внимание журналистов Лавров:
В очередной раз перевооружить киевский режим и дать ему возможность перевести дух и опять наброситься на Российскую Федерацию – в качестве инструмента обезумевших западноевропейцев, конечно, мы такую роскошь позволить себе не можем.
Но вне зависимости от того, есть ли тайный размен между Москвой и Вашингтоном "Гренландию на Малороссию" или нет, геополитическая ситуация для режима Зеленского продолжает ухудшаться. Чем дальше, тем чаще будут появляться у Запада мотивы бросить Киев как тот чемодан без ручки.
Гренландия лишь вторая ласточка. Первая ласточка прилетела в Европу после самоубийства собственной экономики от разрыва связей с Россией и огромных затрат на Украину, но эту птичку прогнали, не став даже слушать.
Если и ситуация с Гренландией ничему не научит, третьей птицей для европейцев станет уже кукушка.
Кукушка-кукушка, сколько Европе осталось? А Зеленскому?..
Свежие комментарии