Между Европейским союзом и США всегда были расхождения по ближневосточному мирному процессу – особенно во время администрации Трампа. ЕС никогда не поддерживал его позицию безусловной и безоговорочной поддержки Израиля, в Европе всегда были сильны пропалестинские настроения.
И сейчас, когда мы видим новое обострение в секторе Газа, Европа реагирует на это обострение более болезненно, чем США.
Надо учитывать, что в Европе есть и палестинские диаспоры, которые тоже не дают забыть европейцам об этой проблеме.И исторически так сложилось, что именно Европа стояла у истоков ближневосточного квартета (ЕС – Россия – США – ООН), и конечно, она хотела бы сохранить какие-то многосторонние подходы к урегулированию израильско-палестинских проблем. Поэтому демарш Борреля меня совсем не удивляет. Другое дело, что Европейский союз испытывает серьёзные трудности, пытаясь выработать единую позицию по отношению к ближневосточному мирному процессу, поскольку там некоторые страны занимают диссидентские позиции. Например, часть стран признаёт перенос столицы в Иерусалим, а часть стран не признаёт. Им очень трудно договориться о каком-то наименьшем общем знаменателе, там разброд сохраняется и будет сохраняться.
Ну, и необходимо сказать, что двойные стандарты, о которых говорил Боррель, относятся далеко не только к Палестине. Есть много других конфликтных ситуаций, в которых они так или иначе проявляются, в том числе со стороны Европы. Например, если говорить о Ближнем Востоке, то, конечно, Европа недостаточно остро реагирует на гуманитарную катастрофу в Йемене. Действительно, там страна разрушена, в том числе и благодаря интервенции Саудовской Аравии, близости Арабских Эмиратов.
Но эти вопросы поднимаются институтами гражданского общества в большей степени, чем правительством.Когда говорят, что не надо дать Путину победить на территории Украины, что это будет несправедливо, что это создаст угрозы для миропорядка, по-разному можно относиться к этой логике, но почему-то эта логика не применялась тогда, когда США решили уйти из Афганистана. Хотя вряд ли мир с талибами* с точки зрения американцев и европейцев можно считать справедливым и оправданным.
Поэтому ситуация в Газе – только проявление общего подхода к международным делам, когда вопросы прав человека поднимаются или, наоборот, опускаются в зависимости от соображений текущей политической конъюнктуры и конкретных интересов.
* Талибан признан террористической организацией и запрещён на территории России
Свежие комментарии