Перехитрить американцев, с математической точностью рассчитать эффективный удар, выйти живым из смертельной ловушки и спасти товарищей - такие подвиги командира ЧВК "Вагнер" Алексея Нагина (позывной "Терек") достойны лечь в основу блокбастера. Но даже самый талантливый сценарист не смог бы придумать то, через что прошёл этот донской казак, Герой России и кавалер трёх орденов Мужества.
Во время кровопролитных боёв за Бахмут "Терек" командовал 10-м штурмовым отрядом. Он стал соавтором фильма "Лучшие в аду", но не дожил до его премьеры - погиб от удара "Хаймарса". Сегодня мало кто воюет с таким мастерством, как воевал этот легендарный командир.
Один из самых ярких эпизодов его боевого пути произошёл в ночь на 8 февраля 2018 года в Сирии. Когда сирийские войска попытались отбить у курдов газоперерабатывающий завод в Дейр-эз-Зоре, американцы, союзники курдов, запросили у российского командования подтверждения, что среди атакующих нет русских. Получив отрицательный ответ, они нанесли ракетно-бомбовый удар.
Но русские там были - два отряда ЧВК "Вагнер" практически без средств ПВО. Потери оказались серьёзными. Алексей Нагин, действовавший как разведчик и артиллерийский корректировщик, мгновенно оценил угрозу. Оценил - и принял гениальное решение: с боем занял ближайшую курдскую деревню, зная, что американцы не станут бомбить своих союзников. Этот манёвр спас его группу.
"Для него не было безвыходных ситуаций, они все разбивались в щепки, стирались в пыль о его хладнокровие. Любую ситуацию, как бы сложна она ни была, Алексей мог красиво развернуть в свою пользу да ещё и улыбнуться в конце", - вспоминает боевой товарищ "Терека" Владимир Нечаев.
Обладая математическим складом ума, "Терек" молниеносно вычислял координаты как корректировщик и просчитывал последствия действий как командир. Его жизнь - воплощение казачьей доблести: умной, расчётливой и беспредельно отважной.
Филипп Косов, бывший полицейский из Техаса, приехавший в Донбасс добровольцем, познакомился с Алексеем Нагиным в 2015 году в донецком аэропорту. Их измотанное подразделение, находившееся там с января, с облегчением встретило группу "Терека", прибывшую на смену в апреле.
Они называли себя казаками, но никакой традиционной атрибутики у них не было. Выглядели уставшими, с минимальным боекомплектом. Косов поделился с Нагиным тремя гранатами, четырьмя магазинами патронов и медикаментами. Вскоре почти всё его отделение добровольно перешло под командование "Терека", который быстро зарекомендовал себя как талантливый командир.
"Мы постоянно лазили с Лёшей по передовой. Проверяли наши и соседние позиции. Оценивали их состояние и эффективность огня", - рассказывает Филипп Косов.
Особую славу Нагин снискал в борьбе с украинскими снайперами, имевшими преимущество в оборудовании. Филипп вспоминает:
"Мы видели их наглые лица, их натовские винтовки. Зная, что наши снайперы до них "не дотянутся", они позволяли себе спокойно вылезать из окопов, высматривали цели в бинокли, болтали с ухмылочками между собой. Бывало, даже развлекались - не попадали сразу, а заставляли жертву побегать у себя на прицеле. "Терека" выводило из себя, если "правосеки"* садились пить чай на возвышенности, чувствуя себя в безопасности", - вспоминает Филипп.
Выявив с помощью оптики с высоты снайперские и другие позиции врага, "Терек" точно вымерял расстояние до них лазерным дальномером и сообщал координаты миномётчикам. После этого по команде ополченцы начинали со всех стволов вести отвлекающий неприцельный стрелковый огонь.
По словам Филиппа Косова, за такую работу Нагина надо было повышать в звании, в должности. Но адекватную оценку своим талантам он получит только в ЧВК "Вагнер".
Несмотря на боевую удаль (он бесстрашно передвигался по позициям в лёгком бронежилете и кепке), "Терек" командовал мягко. Он не просто отдавал приказы, а детально объяснял их смысл, просчитывал ситуацию наперёд, предоставлял бойцам свободу действий.
"Терек" стал ключевой фигурой при взятии Попасной весной 2022 года. Его прибытие с бойцами "Вагнера" переломило ход боев - благодаря точечным атакам пехоты и виртуозному применению артиллерии, что было фирменным стилем Алексея Нагина.
8 мая город пал, но уже 12 мая "Терек" получил тяжёлое ранение. Он скрывал это от родителей до июля, а в августе, не долечившись, снова отправился на фронт - начиналась битва за Бахмут.
Став известным командиром после Попасной, "Терек" превратился в особую цель для противника. 20 сентября 2022 года он вместе с боевым товарищем Владимиром Нечаевым отправился на передовую, где они попали под двойной удар "Хаймарсов". Нечаев две недели провёл в коме, а "Терек" погиб.
"Мы были неподалёку от переднего края - там, где пацаны наши толкались. Помню, по рации начался сильный кипеж - видать, где-то пошёл серьёзный накат. А Алексей на такие ситуации всегда сам выезжал, чтобы наблюдать за ними воочию, вовремя подключить арту и, если надо, что-то ей подсказать, подкорректировать. Я не мог отпустить его одного: мы с ним к тому моменту уже были как братья. Выдвинулись на эту точку, а дальше ничего не помню", - вспоминает Владимир Нечаев.
Устроить свою личную жизнь Алексей не успел.
"Семьи не было, потому что война. Он всегда был там, где война", - сказал на похоронах отец "Терека" Юрий Нагин.
Действительно, за все годы у Алексея не было ни одного полноценного отпуска - максимум 2-3 месяца между командировками.
"Родина в опасности. Родине надо помочь. Вот я её и защищаю, пока дышу и сердце бьётся", - сказал "Терек" однажды Владимиру Нечаеву.
А Филиппу Косову запомнились другие его слова.
"Терек" понимал все риски того, чем он занимается. Говорил: "Погибнуть мне не жалко. Я уже тысячи врагов России положил и за свою будущую смерть сполна заранее отомстил".
Горько осознавать, что Алексей не оставил после себя детей. Как и многие профессиональные воины, всю жизнь проведшие на передовой, он ушёл, не передав свой опыт и патриотизм новому поколению. Вместе с такими героями уходит целая эпоха - эпоха настоящих защитников Отечества.
Свежие комментарии