На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 384 подписчика

Свежие комментарии

  • сергей отказ от доллара и срочно
    найти кто это приказал сделать и с волчьим билетом выгнатьРепортаж о Путине...
  • Татьяна Здоровцева
    И как же её выпустили с такими долгами!.Глюкоза не оплати...
  • Ed Red
    Судя по назначению нового министра обороны -  остаться в рамках справедливого суда, не перейти рамки репрессий при оч...Задержали мигрант...

Минфин "прогнули": Антону Силуанову придётся вскрыть кубышку, однако есть одно но

Минфин предоставил довольно любопытную информацию: доходы федерального бюджета России от размещения средств ФНБ в 2020-м году составили 345 миллиардов рублей. Это показывает, что ФНБ перестаёт быть сугубо валютной "кубышкой" Силуанова, и становится важной частью государственной казны. Так может начать тратить эти деньги, вкладывать в реальный сектор экономики, выплачивать пенсии, проводить операции на фондовом рынке?

Если да, то на что именно лучше их потратить? Что является наиболее эффективным вариантом?

Для начала Никита Комаров предложил вспомнить, что же представляет собой Фонд национального благосостояния. За ответом далеко идти не придётся – на сайте Министерства финансов об этом говорится следующее:

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета, призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями ФНБ являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета ПФР.

Как известно, немаловажной частью наполнения бюджета являются нефтегазовые доходы и, соответственно, показатель стоимости нефти в мире. Из-за того, что этот показатель очень волантилен, рассчитываемая от цены нефти налоговая база также изменчива. Чтобы исключить влияние колебания цены нефти на формирование доходной части бюджета (нефтегазовых доходов), и было использовано бюджетное правило МВФ - понятие цены отсечения стоимости нефти. Всё, что выше цены отсечения, попадает в специально созданные фонды и не принимает участия в формировании расходной части бюджета.

Все последние годы средняя цена на нефть превышала цену отсечения, что позволяло ежегодно получать триллионы сверхдоходов. Фото: Царьград.

Сегодня цена отсечения равна 43,2 долларов за баррель. Практически все последние годы средняя цена на нефть превышала цену отсечения, что позволяло ежегодно получать триллионы сверхдоходов. Таким образом объём ФНБ по итогам 2020 года увеличился в 4 раза до 13,5 триллионов рублей. Ликвидная часть составляет 65%, то есть, 8,8 триллионов рублей. Остальные деньги вложены преимущественно в инфраструктурные проекты и в акции госкомпаний.

Согласно бюджетному правилу, средства ФНБ можно инвестировать в реальный сектор экономики в том случае, если объём его ликвидной части превысит 7% от ВВП. Сейчас эта цифра равна 7,7%. То есть, "распечатывание кубышки", по логике, не за горами.

Деньги есть, но вы их не увидите

Вся эта информация вызывает некоторый когнитивный диссонанс, отметил Никита Комаров. В законе, как мы помним, прописано, что ФНБ призван обеспечивать выплату пенсионных накоплений граждан. В то же время, мы видим, что эти средства складируются на счетах Центробанка, инвестируются в акции Сбербанка, а ранее были инвестированы в инфраструктурные проекты. Так что же представляет сейчас наш ФНБ? Ответить на этот вопрос ведущий попросил экономиста Антона Любича.

Сегодня это деньги, с  которыми чиновники не знают, что делать и как ими управлять. А всё потому, что у нас нет внятной стратегии развития экономики страны. Нам известно, сколько заработал ФНБ. А давайте в процентах скажем: это 2,5% доходности, то есть, показатель ниже инфляции в два раза. Это ничтожно мало. И эти день лежат без дела, просто так. Мне кажется, кто-то просто насмотрелся в 90-е годы мультфильма о Скрудже Макдаке, который в золоте плавает. Деньги должны работать. Эти деньги не работают.

Нам известно, что свыше 7% от ВВП должно вкладываться в реальную экономику. А ФНБ на текущий момент – это уже 11,7% ВВП страны. Тем не менее, в реальные проекты сегодня эти немалые деньги не вкладываются. Инфраструктура – это тоже не всегда эффективное вложение. Она должна окупаться, она должна приносить доходы, работать на экономику, отметил Антон Любич.

Деньги, потерявшиеся в Минфине

Что же мы видим? Сегодня мы изымаем деньги из Пенсионного Фонда, а именно, накопительную часть пенсии граждан, для того чтобы финансировать какие-то расходы. На сегодняшний день это – уже два с лишним триллиона рублей, напомнил экономист. И каждый год к этому долгу добавляется 600 миллиардов рублей.

Вместо того чтобы эти деньги шли через системы негосударственных пенсионных фондов в экономику, чтобы предприятия могли получать эти деньги через облигации, через свой капитал, и развивать производство, мы эти деньги изъяли и вложили в так называемую ликвидную часть ФНБ. Вместо того чтобы этот дефицит в два с чем-то триллиона профинансировать, например, за счёт средств ФНБ. И таких примеров огромное множество. При этом ликвидные средства с минимальной доходностью просто лежат на счетах. Формально, это деньги, которые можно взять в любой момент. Но как их потратить, мы не знаем.

Получается, продолжил Антон Любич, что Минфин просто "потерял" эти деньги, не дав возможность экономике развиваться. Возможно, в ведомстве еще не придумали, на кого эти деньги распределить.

У нас постоянно говорят о развитии малого и среднего предпринимательства. Но ведь тут речь не идёт о каких-то ларьках из 90-годов. Сегодня среднее предпринимательство – это предприятия в 1 миллиард, в 10 миллиардов рублей. Вот они-то и являются основными работодателями в экономике. При этом такие предприятия имеют очень ограниченный доступ к капиталу, к кредиту.

А ведь именно эти средние предприятия могли бы производить продукцию, которую мы сейчас покупаем за рубежом, тратя нашу валюту. Вместо того чтобы её развивать – эти деньги лежат в "кубышке" или тратятся на проекты а ля гипермост куда-нибудь.

Никита Комаров добавил, что последним инфраструктурным проектом, профинансированным из фонда аж в 2013 году была Центральная кольцевая автодорога. Новых проектов на сегодняшний день нет вообще. Может быть, перед нами этот либерально-монетаристский подход Минфина в целом и конкретно господина Антона Силуанова: давайте мы эти деньги возьмём, изымем из экономики, и они будут там лежать, складироваться. Но зачем – это никто объяснить не может. Может, в этом, всё-таки, причина?

Надо понимать, что скрывается за этим термином "либерально-монетаристский подход". Получается, что здесь скрыта очень простая вещь: каково место России в мире, считает Антон Любич.

Если мы довольны тем положением, в котором находится наша экономика - накачали чуть-чуть нефти, добыли чуть-чуть газа, перекачали на Запад, купили за это какую-то одежду, какую-то еду, немного дорогих машинок для хороших людей, получили все прелести победившего капитализма – и всё. Так вот, если нас именно это устраивает, то "лишние" деньги давайте выведем, и там потом их как-то распределим. Судя по всему, в Минфине всех этот вариант устраивает.

Однако, продолжил Антон Любич, если мы считаем, что нужно развивать собственную экономику, если мы считаем, что Россия не должна быть сырьевым придатком, если мы считаем, что слово "импортозамещение" -  это не просто церемониальная фраза, как "развитие малого предпринимательства", а действительно нечто содержательное, то нужно эти деньги направлять на развитие реальных проектов в экономике.

Силуанова, наконец, прогнули?

Как вы считаете, задал вопрос Никита Комаров собеседнику, можно считать, что Антона Силуанова наконец, что называется, "прогнули" и момент, когда "кубышку" распечатают, уже близок?

Да, но не раньше, чем определяться со стратегией и решат, кому надо выделить эти деньги. Но замечу, что ни в одной стране мира никогда государство эффективно не управляло инвестициями, в том числе, и в Китае, где государство финансирует частных предпринимателей, берёт потом у них свою долю и зарабатывает на этом.

А если предположить, что деньги из кубышки отдали частным предпринимателям в виде, скажем, доступного льготного кредитования? Разве есть у нас эти самые национально ориентированные бизнесмены, задал вопрос Никита Комаров. Ведь, если посмотрим где зарегистрированы большинство российских компаний, это увидим одни офшоры –Кипр, Мальта, Люксембург, Швейцария. Конечно, сейчас начали проводить деофшоризацию, но до результата еще очень далеко. Есть ли риск того, что выделенные деньги тоже перетекут в офшоры?

На самом деле офшорная история касается очень узкой прослойки предпринимателей, там нет никаких "полстраны".  Там сконцентрировано несколько сотен самых, скажем так, высокопоставленных предпринимателей. Поэтому я и говорю, что нужно развивать среднюю прослойку."

Ведь никакой машиностроительный мелкий завод в районном центре не выведен в офшоры. Никакая птицефабрика не выведена в офшоры. У нас, к примеру, говорят,  что страна обеспечена собственным мясом птицы. При этом три четверти инкубационных яиц, из которых, собственно, бройлеры вылупляются, мы покупаем за рубежом. Точно такая же ситуация и в растениеводстве.

Так давайте развивать эти направления, где реально работают люди, которые прикованы к земле и буквально в неё проросли, уверен Антон Любич. И ведь им нужны не какие-то триллионы, только сотни миллионов рублей. Но это были бы десятки, сотни точек роста по всей стране. Это практические проекты, которые надо отбирать на региональном уровне, выводить на Москву и вкладывать в них средства.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх