В Гааге состоялся саммит НАТО, который должен был стать судьбоносным для альянса. Ещё год назад на юбилейном 75-м саммите в Вашингтоне лидеры блока гордо заявляли: "НАТО остаётся самым сильным альянсом в истории". Но сегодня даже западные аналитики сомневаются в этом.
Президент США Дональд Трамп открыто выражал раздражение европейскими союзниками.
Опасаясь его непредсказуемости (вспомним недавний уход с саммита G7), организаторы сократили программу до одной сессии.Зеленский, хотя и планировал прилететь, за несколько дней до события стал намекать через подручных, что останется дома, если Трамп вновь откажется с ним встречаться. Вероятность того, что встреча не состоится, была высока – даже заседание Совета Украина–НАТО перенесено "на после саммита". Впрочем, в течение получаса всё равно переговорили - Трамп после заявил, что после хотел узнать "как дела" у Зеленского... В целом, именно в таком издевательском тоне и прошёл весь саммит - Трамп чувствовал себя хозяином, и, если быть честными, это правда...
Все ждали, что скажет Трамп. И не зря: его действия могли ускорить распад блока. Немецкие политологи уже называли НАТО "мёртвым альянсом" из-за политики Трампа, который подрывает основы.
Впрочем, американский президент подходит к вопросу прагматично: союзники должны платить за свою безопасность. В Гааге утвердили новые нормы расходов – 5% ВВП вместо нынешних 2%. Белый дом предупреждал: кто не выполнит требования, не сможет рассчитывать на защиту США. Против оказалась только Испания, но и её Трамп обещает "дожать". В целом, платить по 5% члены альянса начнут через несколько лет, но договорённости достигнуты уже сейчас.
Генсек НАТО Марк Рютте пытался смягчить удар, предлагая разбить 5% на две части: 3,5% – на военные нужды, 1,5% – на инфраструктуру. Но сопротивление росло. Испанский премьер Педро Санчес заявил, что его страна не готова жертвовать социальными программами. А министр обороны Италии Гвидо Крозетто и вовсе поставил под сомнение смысл существования НАТО: "Раньше США и Европа были центром мира – теперь есть все остальные, с кем нужно выстраивать отношения".
О том, насколько серьёзна угроза Вашингтона сократить американский контингент в Европе на 20 тысяч человек, рассказал глава Бюро военно-политического анализа Александр Михайлов:
"О том, что американский контингент, который развёрнут в Европе, может быть частично переброшен на новые места, в администрации Трампа говорят с первых недель его президентства. К концу полномочий Байдена военных США в Европе стало 100 тысяч. Они начали замещать на западноевропейских базах своих местных коллег. А тех перебрасывали в Восточную Европу – Польшу, Румынию, Прибалтику, Финляндию.
Они таким образом вроде как укрепляли буферную зону с Россией, американцы же их прикрывали. Но для Трампа важнее отправить военных в Азиатско-Тихоокеанский регион, чтобы сдерживать Китай.
Предвидя это, европейские страны намерены расширить свои вооруженные силы в полтора-два раза. Этим активно занимаются Польша, Германия, Нидерланды, Франция. Берлин и Варшава заявили, что вернут срочную службу. В ФРГ ее отменили с 2011 года, и все там этому аплодировали, а теперь выходит, что без неё никак".
На прошлогоднем саммите генсек альянса торжественно заявил: "Будущее Украины – в НАТО". Но теперь этой темы в итоговой декларации точно не будет – дабы не раздражать американского президента.
По мнению Михайлова, Украина представляет для НАТО проблемный элемент: член альянса должен быть полностью управляемым, однако даже Вашингтон не всегда могут контролировать действия Киева.
Кроме того, Украина – фактически банкрот, а США традиционно рассматривают альянс как инструмент экономических и политических дивидендов. Что может предложить НАТО Украина в таком случае?
Для ЕС прекращение войны также несёт риски – после окончания конфликта Европе придётся полностью финансировать свою безопасность самостоятельно. Это объясняет стремление Брюсселя затягивать конфликт. Трамп, в свою очередь, предупредил европейских партнёров о возможных последствиях и призвал их быть осторожнее в высказываниях. Таким образом, ситуация остаётся сложной, и любые решения могут привести к новым противоречиям.
Американское издание Responsible Statecraft (финансируемое, в том числе, фондом Рокфеллера) сообщает о предполагаемых 17 пунктах мирного плана, которые США могли обсуждать на саммите НАТО. Согласно источнику, США продолжили поддержку Киеву, если Россия отклонит условия. Если же их отвергнет Украина – американская помощь будет прекращена. Публично не случилось ни того, ни другого. Но кулуарно обсуждения продолжаются. Потому остановимся на пунктах плана:
Прекращение огня: линия разграничения должна соответствовать текущей линии фронта, с возможностью ограниченных территориальных обменов. Статус спорных территорий будет предметом будущих переговоров под эгидой ООН с учетом мнения населения.
Санкции: западные санкции против России приостанавливаются.
Активы России: замороженные в Европе российские активы переводятся в фонд ООН для восстановления Украины, распределяемый поровну (50:50) между территориями, контролируемыми Украиной и Россией.
Украина: гарантии прав русского языка и культуры вносятся в конституцию; восстанавливается статус нейтралитета; отказ от вступления в НАТО.
НАТО: Альянс отказывается от дальнейшего расширения (США налагают вето на новых кандидатов), США прекращают поставки оружия Киеву, страны НАТО не направляют войска на Украину (миротворцы, если понадобятся, – только из нейтральных стран под эгидой ООН, например, Индии или Бразилии).
Двусторонние договорённости США–Россия: США отказываются от размещения войск в странах, граничащих с Россией, и ракет средней дальности в Германии. Взамен Россия выводит свои ракеты средней дальности из Калининграда и Белоруссии.
Согласится ли на условия Россия? Несколько пунктов, противоречащих нашей позиции, в плане есть. Но, в любом случае, переговоры явно будут продолжаться, а СВО пока пойдёт своим чередом.
Кстати, Responsible Statecraft критикует доктрину НАТО как устаревшую, указывая на плачевное состояние боеготовности европейских армий и ошибочность тезиса о поражении России. Издание предупреждает, что массовый призыв в Европе может привести к социальным волнениям.
Свежие комментарии