В Приморском крае из многодетной семьи изъяли пятерых детей по причине стесненных бытовых условий. Мальчики и девочки живут в одной комнате, не имеют отдельных кроватей и места под отдельный письменный стол. При этом мама беременна шестым ребенком. "Это огромная травма, которую трудно исправить", - говорит один из чиновников.
В Приморском крае из многодетной семьи забрали детей из-за неудовлетворительных жилищных условий. Мальчики и девочки живут в комнате площадью всего 12 квадратных метров, не имеют отдельных кроватей или мест для письменных столов. Пространства даже для обеденного стола не хватает, что также стало аргументом для изъятия детей — "неподходящие условия для приема пищи".
Решение, казалось бы, простое: если нет места для пяти столов и хотя бы двух трехъярусных кроватей, то нужно освободить помещение от "лишних" людей — то есть детей. Пятерых несовершеннолетних отправили в социально-реабилитационный центр, а родителям дали указание исправить ситуацию. Но как? Мгновенно купить двухкомнатную квартиру? Конечно, они бы сделали это давно, если бы имели такую возможность, а не жили в условиях, где каждый день приходится "сидеть на головах".
Мать, тем не менее, не считает свои условия фатальными — она ожидает шестого ребенка. Она физически не может работать над улучшением своего жилья, а вместо этого вынуждена метаться между приютами и детскими домами, навещая своих детей.
Мама хорошая, дети умные, ухоженные, растут в любви, — говорит уполномоченная по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова. — Мы ломаем голову, как ей помочь.
Получается, что омбудсмен, видимо, не знает, как помочь в этой ситуации. Хотя она, конечно, понимает, как поступить, но у нее нет достаточных рычагов для воздействия. Ее запросы и ходатайства, что является обязанностью чиновника, занимавшего эту должность, не обладают достаточной силой, чтобы вернуть детей в семью.
К тому же, о ситуации знают и в министерстве труда, и в комиссии по делам несовершеннолетних, и депутаты, и даже глава города. Все они ищут "варианты и выход из ситуации", но несмотря на это, дети так и не возвращаются в семью. Это наводит на мысль: либо полномочные структуры не могут вернуть детей, либо они не хотят этого делать.
Болью о судьбе семьи из Приморья обмудсмен Романова поделилась с журналистами местной газеты. И услышала вопрос в духе 90-х-"нулевых", когда процветала идеология чайлдфри, а многодетность была синонимом нищеты и маргинальности:
Но это же полная безответственность! Зачем она рожает, если никаких условий для нормальной жизни?
Романова ответила замечательно:
Представьте, ей нравится процесс беременности и рождения детей. Разве можно осуждать за это? И дети ведь все прекрасные.
Как объяснить, зачем нужно поддерживать семьи? Чтобы страна жила, чтобы нация жила.
К сожалению, изъятие детей из-за бедности не редкость, особенно среди многодетных семей. Так, в Красноярском крае троих детей забрали из-за сломавшейся печки, которую не могли починить из-за нехватки денег. В Омской области соцслужбы едва не забрали малышей, когда соседи заметили, что они гуляют голышом по дому. Приехав, специалисты увидели не только детей без одежды, но и отсутствие ремонта, старую мебель и сломанный холодильник. В семье заботились о детях, но не было средств на новую бытовую технику и на время для того, чтобы одеть детей.
Правозащитник Никита Сорокин в случае в Приморье не видит вины матери. Вместо того, чтобы помочь, чиновники забирают детей в социальное учреждение, приучая их к государственной жизни. Это — первый шаг к разрушению семьи. Госорганы должны сначала разобраться, является ли это виной матери, или это результат стечения обстоятельств. Государство обязано обеспечить условия для проживания с детьми. У нас есть маневренный фонд, социальный найм, другие способы обеспечения. Но нельзя действовать таким образом.
Свежие комментарии