
Президент Казахстана счёл госвизит в Россию "основным событием" года. Путин "отбил" Токаева у Трампа, которого тот назвал "великим"? Всё куда интереснее.
Отвесив в Вашингтоне поклоны "великому государственному деятелю, посланному свыше", президент Казахстана как со "старшим товарищем" провёл грандиозную встречу с Владимиром Путиным в Москве, обсудив важнейшие вопросы экономического, политического и культурно-гуманитарного сотрудничества.
Двухдневный госвизит Касым-Жомарта Токаева проходил в подчёркнуто дружественной и уважительной атмосфере. Его борт сопровождал "почётный караул" из истребителей Су-35. Путин пригласил коллегу из Казахстана в свою кремлёвскую резиденцию на ужин для неформального общения до начала официальной части визита.
Оно продолжалось около трёх часов. После чего Путин вышел проводить Токаева до машины, приобняв президента Казахстана при расставании. Возложение цветов к Могиле Неизвестного Солдата. Посещение с Путиным гала-концерта в Большом театре. Всё как подобает отношениям с большой буквы. Но есть нюанс.
Разительный контрастКогда президентского пресс-секретаря Дмитрия Пескова попросили прокомментировать раболепные речи Токаева в Вашингтоне, тот сказал, что, "конечно", знает о них, но так, дескать, ведут себя "очень уж многие", попадающие в Белый дом. Однако, как видно, "младшим товарищам", наверное, такое дозволяется, а Россия всё-таки "старший".
Да, на саммите "Центральная Азия – США" все рождённые в СССР лидеры среднеазиатских стран конкурировали в лести новому "секретарю" "вашингтонского обкома" с тем же настроением и замашками, как некогда ездили в Москву.
Куда теперь они ездят (однажды всех привёз Си Цзиньпин!
), позволяя себе при этом иногда дерзкие речи с подиума (не будет-де Казахстан "вечно служить и кланяться в ноги России" за спасение от олигархического бунта), будучи членами СНГ (все) и ОДКБ (кроме Узбекистана и Туркмении). Что случилось с Токаевым? Слетал в Вашингтон!Год назад, кстати, Токаев демонстративно отказался от участия в неформальном ужине по случаю 72-летия Путина, на котором был даже прозападный лидер Армении Никол Пашинян. Но теперь, после поездки в Вашингтон, президент Казахстана "с большим удовольствием" принял приглашение Путина отужинать в его квартире в Кремле – официальной резиденции в Сенатском дворце, чтобы "в неофициальной атмосфере" обменяться некоторыми мнениями, соображениями, наблюдениями.
Ну раз неофициально, то Вашингтон с Лондоном и Брюсселем не должны на это обидеться, хотя "нет ни одной сферы", где Россия и Казахстан "не работали бы вместе". К слову, трапезы в этой резиденции удостаивались немногие визави Путина.
Может быть, обсудили, как обходить западные санкции против России, которые обязался вроде бы соблюдать Казахстан, опасаясь за сохранность "припаркованных" на Западе своих капиталов? Ведь их нарушение втихаря ему финансово выгодно, поскольку за логистические проблемы русским приходится переплачивать. А вот вступление Казахстана в БРИКС вряд ли обсуждали. Это объединение Трампа нервирует: его, с точки зрения Вашингтона, не должно быть. Британии, где хранит свои денежки казахстанская элита, оно тоже не нравится. И зачем тогда это Астане нужно?
Главные событияСегодня – основной день двухдневного государственного визита. Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве двух стран подписана в торжественной обстановке. Состоялось совместное обращение президентов к участникам пленарного заседания XXI Форума межрегионального сотрудничества России и Казахстана по ВКС. Официальные протокольные церемонии и переговоры проходили в Большом Кремлёвском дворце: встречи, беседы в узком и расширенном составах, подписание пакета двусторонних документов, государственный обед от имени президента России и проч.
Путин заявил, что Россия занимает первое место по инвестициям в Казахстан, что товарооборот за девять месяцев уже составил 20 млрд долларов. Отношения с южным соседом, отметил президент России, "развиваются неплохо, поступательно", что показывают "конкретные дела".
Это подтверждает то, что написано в фундаментальных документах: "Казахстан и Россия – ближайшие партнёры, друзья и надёжные союзники друг для друга". Путин обратил внимание в этой связи, "какая представительная делегация приехала в Москву" из Казахстана (несмотря на западные санкции) – "и члены правительства, и представители бизнес-структур", подчеркнув:
Мы всячески стремимся к дальнейшему развитию отношений с Казахстаном. И надо сказать, что у нас всё получается.
О важности, которую Россия придаёт этому, свидетельствует список участников переговоров с нашей стороны. Он говорит сам за себя: первый вице-премьер Денис Мантуров, вице-премьеры Алексей Оверчук и Виталий Савельев, замглавы администрации президента Максим Орешкин и Дмитрий Песков, помощник главы государства Юрий Ушаков, глава ЦБ Эльвира Набиуллина, министр просвещения Сергей Кравцов, транспорта – Андрей Никитин, экономразвития – Максим Решетников, финансов – Антон Силуанов, главы "Роскосмоса", "Росатома", известные бизнесмены.
Такое внимание – в отличие от шоу в Белом доме – впечатлило Токаева. Его никто не тянул за язык, но он это сказал:
Мы воочию убедились, что российская сторона тщательно подготовилась, продумала мельчайшие аспекты, нюансы данного мероприятия. Для нас государственный визит в Российскую Федерацию – это, пожалуй, основное событие нынешнего года, мы тщательно готовились, проводили консультации по линии министерств и ведомств.
Как можем – стараемсяЭти и другие заявления прозвучали на фоне объективной реальности. А она такова. По экономической части вроде бы всё в порядке: насколько можем – тянем. Как рассказал сам Токаев в появившемся в "Российской газете" перед госвизитом интервью, в его стране функционируют свыше 20 тысяч компаний с российским капиталом. Общий объём совместных проектов свыше 50 млрд долларов.
В Казахстане активно действуют "Сибур", "Газпром", "Лукойл", "ЕвроХим", "Росатом" и др. Астана также зарабатывает на транзите наших энергоресурсов в Среднюю Азию и Китай. Транзитные маршруты через Казахстан, по словам Токаева, обеспечивают около 85% сухопутных грузоперевозок между Азией и Европой.
На Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Уральске (Западно-Казахстанская область, некогда столица Уральского казачьего войска и самый старый из существующих город в Казахстане) министр торговли и интеграции республики Арман Шаккалиев сообщил о планах довести товарооборот до 30 млрд долларов в год (для сравнения: с Китаем он у Казахстана на сентябрь составлял 35,4 млрд, в Вашингтоне Токаев обещал Трампу инвестировать в США 17 млрд – на столько потянули подписанные с США соглашения) с нынешних около 28 млрд.
Делаем выводыВсё это показывает, что Москва не против сидения Казахстана на трёх стульях – западном (особенно американском), китайском и российском и даже, возможно, видит в этом некий положительный момент. Он заключается в том, что более сильные экономически и имеющие много чего предложить казахстанским элитам – но не народу – претенденты на верховенство в Казахстане будут уравновешивать друг друга. Что даст дополнительные возможности Москве, делающей на самом деле больше других, но благодеяния которой привыкли воспринимать на постсоветском пространстве как должное.
В тактическом плане это хорошо, в стратегическом – не очень: в Казахстане сменится ещё два поколения, и казахи могут начать смотреть на русских как на враждебных чужаков. "Мягкая сила" Запада в Казахстане купается в деньгах и действует эффективно. Наши там тоже работают, особенно в сфере образования, но образ России пока что, увы, не столь привлекателен.
Долгосрочная надежда удержать Казахстан, где "Росатом" начинает строить первую в стране АЭС, в орбите России заключается в том, что он находится между нами и Китаем, хватки которого реально побаивается.
Токаев – опытный политик, учился в МГИМО, знает русский и китайский языки. С Трампом он общался по-английски, единственный из своих коллег по Средней Азии. Думаю, что у него получится балансировать между Россией, Западом и Китаем. Понятно, что он думает прежде всего об интересах своей страны и её правящего слоя, ибо это реальность, в которой ему приходится действовать. А вот у того, кто придёт ему на смену, кто учился в Оксфорде, Кембридже или Йеле*, стажировался в Турции и плохо знает русский язык и Россию, это может не получиться.
Что с того?Если Астана нарушит баланс геополитических интересов и слишком рьяно ляжет под Запад, превратится в новую Украину, тот никак не сможет спасти созданный Россией Казахстан от неизбежного. Москве придётся договориться с Пекином, как с этим быть и что делать.
Потому что в таком случае России придётся играть с Западом в Казахстане, где внутренние противоречия просто зашкаливают, в игры, в которые западники играют с нами, в том числе и руками соседей, с коими русских всегда связывали самые искренние и сердечные отношения. И если их не получится сохранить в захваченной чужаками при потворстве местного олигархата стране, то точно получится в той её части, которая решит идти в будущее с Россией.
Сам Токаев это прекрасно понимает, заявив в среду на встрече с Путиным: необходимо "передать эстафету" людям, которым сейчас 30–35 лет, не заставшим времена СССР, когда Россия и Казахстан составляли единое политическое и гуманитарное пространство:
Наша молодёжь должна понимать, что без этого дальнейшее существование в этом неспокойном мире уже невозможно.
А пока, по словам Токаева, Казахстан подтвердил координацию действий с Россией в рамках ЕАЭС, ШОС, ОДКБ и других организаций. Ну, дай Бог.
* Йельский университет – внесён Министерством юстиции РФ в перечень нежелательных в России организаций.
Свежие комментарии