На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 715 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сергей Туренко
    А вот теперь вопрос к властям. А не слабо поставить на учет всех выходцев с Западной Украины переехавших в Россию пос...Взорвавший капита...
  • Владимир Сергеев
    Ага, значит уворачиваться будем? А по базам в Польше, Финляндии слабо? Не обязательно по центрам принятия решений. Но...Украинские ATACMS...
  • Алла
    И кто бы сомневался...Депутат Бессараб ...

"Хранитель национального единства": Светлой памяти Святейшего Патриарха Алексия II

Едва ли многие из вас видели чрезвычайно интересные кадры советской кинохроники Поместного Собора Русской Православной Церкви 1990 года. С одной стороны, в том, что эта короткометражная картина вышла на Центральной студии документальных фильмов, ничего удивительного: перестройка шла полным ходом, а существования державы, именуемой СССР, оставалось чуть более года.

Другой вопрос, почему эта лента оказалась на полке и в интернете её можно найти только в очень низком качестве?

А вот здесь ответ не столь очевиден. Хотя предположение есть: одним из центральных персонажей этой хроники стала фигура поистине демоническая, человек, который ещё в июне 1990-го мог стать Предстоятелем всея Руси, но ровно два года спустя был извергнут из сана, а затем и предан анафеме. Это бывший митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Денисенко), нынешний украинский лжепатриарх-самозванец, амбициозные планы которого остановило соборное мнение: Поместный Собор избрал 15-м Московским Патриархом митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера).

Путь к Патриаршеству

Поговорка "плох тот солдат, который не мечтает стать генералом" к Церкви не очень применима. Монах, мечтающий о Патриаршестве из честолюбия, славолюбия и властолюбия, очевидно плох. И хотя сам первоверховный апостол Павел говорил, что "если кто епископства желает, доброго дела желает", он сразу же оговаривается: "епископ должен быть непорочен", "не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив". Ну а поскольку с далёкой древности для кандидатов в епископы и Предстоятели была установлена обязательность монашества, то бремя церковной власти стало исключительно монашеским послушанием.

В отличие от Денисенко, который, по свидетельствам многих знающих его людей, десятилетиями мечтал о Патриаршестве, митрополит Алексий (Ридигер) к власти не стремился и всегда воспринимал её именно как послушание. И когда в 1964 году будущий Патриарх, а на тот момент – 35-летний архиепископ Алексий, возглавил Управление делами Московской Патриархии (фактически став "церковным премьер-министром"), это удивило многих, в том числе и его самого.

Управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий. 1960-е годы. Фото: patriarchia.ru

Нет, относительно молодой владыка Алексий не тяготился этой высокой должности, но и не превозносился из-за неё. Более двух десятилетий он был, что называется, "крепким хозяйственником", сочетая это с глубокой молитвенностью и любовью к богослужениям (до конца своих дней он не пропустил практически ни одной праздничной и воскресной Литургии, а нередко служил и в будние дни). Несмотря на рождение и воспитание в "буржуазной" Эстонии в семье глубоко верующих людей (более того, идейных монархистов!), владыка прекрасно умел ладить и с советскими органами. Однако в 1985-м он позволил себе решительный шаг, скажем прямо, несвойственный для архиереев тех лет. Вот как об этом позднее вспоминал сам Патриарх Алексий:

17 декабря 1985 года я направил письмо М.С. Горбачеву, в котором впервые поставил вопрос о перестройке церковно-государственных отношений... Я осознавал, что у Церкви и государства есть общие задачи, ибо исторически Русская Церковь всегда была со своим народом в радостях и испытаниях. Вопросы морали и нравственности, здоровья и культуры нации, семьи и воспитания требуют объединения усилий государства и Церкви, равноправного союза, а не подчинения одного другому. И, в связи с этим, я поставил самый насущный и кардинальный вопрос о пересмотре устаревшего законодательства о религиозных объединениях... Реакция властей ещё соответствовала старым традициям: меня отстранили от ключевой в то время должности Управляющего делами и назначили на Ленинградскую кафедру. Это назначение я не воспринял болезненно...

Но прошло всего четыре года почётной ленинградской ссылки (за это время сделав очень многое для возрождения церковной жизни на русском Северо-Западе, в том числе начав возрождение Валаамского монастыря, который помнил ещё по детским воспоминаниям), и Поместный Собор Русской Православной Церкви тайным голосованием избрал Святейшим Патриархом именно митрополита Алексия. Впервые без какого бы то ни было давления советских властей и пресловутого КГБ (говорят, Денисенко тогда рассчитывал именно на них).

Патриарх Второго Крещения Руси

Накануне интронизации, возведения на Престол Московских Патриархов, Святейший Владыка совершил панихиду на могилах своих предшественников и произнёс Первосвятительское слово, ставшее лейтмотивом всего его без малого 20-летнего Патриаршего служения: "В дни усобиц и смут они выступали как миротворцы и хранители национального единства. Будем учиться их ревности о православной вере, их терпению, смирению и любви".

Сложно сказать, видел ли, чувствовал ли Святейший Владыка, какой крест ему предстоит вынести, в том числе как хранителя национального единства и миротворца, но в трагическом октябре 1993 года, когда на улицах Москвы пролилась кровь, именно он сделал всё, чтобы политическое противостояние не переросло в масштабную гражданскую войну. Увы, власти тогда не прислушались к голосу Церкви, а потому на долгие годы вперёд Патриарх Алексий и Священный Синод приняли решение о неучастии духовенства в политической жизни даже на законодательном уровне.

мятеж

Расстрел Белого дома 4 октября 1993 года. Фото: Кавашкин Борис/ТАСС 

Но, как и в 1985 году, Его Святейшество всегда оставался готовым возразить светским властям, когда в своей социальной политике они очевидно попирали интересы большинства. Так, наверное, многие помнят ситуацию с так называемой "монетизацией льгот". Именно тогда в защиту наиболее пострадавших и социально обездоленных соотечественников возвысил свой голос Святейший Патриарх Алексий II, обратившись к либеральным реформаторам дипломатично, но строго:

Каждого власть имущего сегодня призываю действовать согласно "золотому правилу" евангельской нравственности: "Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Мф. 7:12). Лицам, ответственным за осуществление реформ, нужно быть внимательными к нуждам пожилых и неимущих людей, иногда не очень хорошо понимающих смысл нововведений. Власти в центре и на местах прошу как можно быстрее дать людям положенное им по закону и по высшему, нравственному праву.

Увы, эти слова Святейшего Патриарха не утратили актуальности и сегодня. Но сложно сказать, что было бы, если бы они не прозвучали. В любом случае Предстоятель сделал всё, чтобы и власти, и народ видели: Церковь не молчит, а Патриарх Алексий исполняет свой долг печалования, ходатайства духовных властей перед светскими за униженных и обездоленных. И неслучайно в 1999-м, когда братская Сербия находилась под огнём НАТО, Святейший Патриарх Московский и всея Руси отправился в пылающий Белград, чтобы поддержать православных братьев.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (сегодняшний Патриарх), Святейший Патриарх Алексий II, Святейший Патриарх Сербский Павел и Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий. Белград. 1999 год. Фото: patriarchia.ru

Да, время Патриаршества Святейшего Алексия II было очень непростым. С одной стороны, это была эпоха Второго Крещения Руси, когда миллионы, десятки миллионов людей впервые пришли в православные храмы, крестились сами, крестили своих детей. С другой – это было началом очередной русской смуты, последствия которой мы пожинаем вплоть до сегодняшнего дня. Но помимо того, что в эти годы Русская Церковь возродилась пусть не из небытия, но состояния весьма печального, Его Святейшество также сделал всё, чтобы сохранить и укрепить её единство.

Напомню, в пресловутые "лихие 1990-е" открывались далеко не только православные храмы. В Россию и другие постсоветские страны были направлены "миссионеры" всех мастей: от римо-католических и протестантских до представителей самых разных тоталитарных сект. Более того, саму Русскую Церковь пытались расколоть на множество "альтернативно-православных", а по сути псевдоправославных группировок. И Патриарх Алексий не просто сделал всё, чтобы минимизировать ущерб от этого, более того, в 2007 году вместе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром он исцелил застаревшую рану разделения с эмигрантской Русской Зарубежной Церковью.

Конечно, несмотря на то что со дня кончины Его Святейшества прошло уже 11 с половиной лет, этот срок явно недостаточен для объективной оценки роли Патриарха Алексия II в масштабе всей церковной истории. Но за все прошедшие годы автор этих строк не услышал ни одного недоброго слова в адрес ушедшего Предстоятеля. И те слёзы, которые стояли в наших глазах в декабрьские дни 2008 года, когда мы прощались с нашим любимым Святейшим Владыкой, порой наворачиваются вновь.

Последний прижизненный снимок Святейшего Патриарха Алексия II. Молебен у мощей Святителя Тихона, Патриарха Московского, в Донском монастыре. 4 декабря 2008 года. Фото: patriarchia.ru

Упокой, Господи, душу раба Твоего приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия, и святыми его молитвами помилуй всех нас. Вечная память!

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх