
Ситуацию анализируют эксперты.
Планы Европейского Союза по возможной конфискации замороженных суверенных активов России упираются в серьёзные юридические и политические барьеры. Об этом сообщает ТАСС. По мнению экспертов, реализация таких мер в ближайшей перспективе выглядит маловероятной из-за высоких рисков и отсутствия прецедентов.
Главным сдерживающим фактором являются опасения подорвать доверие к европейской финансовой системе. Как отмечают аналитики, подобный шаг нарушил бы фундаментальные нормы международного права.
— Сам факт использования замороженных активов со стороны ЕС может спровоцировать дипломатический конфликт и отток активов из ЕС со стороны других стран, — предупреждает Наталия Пырьева, глава аналитического департамента "Цифра брокер".
Ольга Беленькая из "Финам" добавляет, что это грозит подорвать доверие к безопасности хранения средств в еврозоне как для суверенных, так и для частных инвесторов.
Обсуждение конфискации сопровождается и риском зеркальных ответных мер со стороны России, о чём неоднократно заявляли наши власти. Президент Владимир Путин назвал такие планы актом "воровства", а в правительстве уже готовят предложения по ответным шагам. Кроме того, ЕС ожидают масштабные судебные иски.
В поисках решения Евросоюз изучает возможность использования механизмов, позволяющих принимать решения без единогласия всех стран-членов, чтобы избежать блокировки одним государством. Однако, это не снимает фундаментальных правовых и экономических рисков.
Альтернативным сценарием, который обсуждается на Западе, является использование активов в качестве основы для будущих репараций в пользу Украины.
Как отметил в разговоре с корреспондентом Царьграда экономист Николай Кульбака, вариант возврата средств возможен лишь в этом контексте:— Велика вероятность, что деньги эти Россия уже не увидит. По крайней мере, единственный вариант, который возможен — это то, что Россия согласится с репарациями в пользу Украины. Других способов хоть каким-то образом получить эти деньги я, наверное, не вижу. Точка. Даже если они не будут сейчас переданы Украине, напрямую, то все равно, скорее всего, они будут в том или ином виде обменяны на репарации после войны.
Таким образом, несмотря на активное обсуждение, путь к прямому изъятию активов России для ЕС остаётся крайне сложным. Перспектива долгих судебных разбирательств, удар по репутации евро и ответные действия Москвы заставляют европейских политиков действовать с большой осторожностью.
Свежие комментарии