Военкор Александр Сладков вместе с коллегами по цеху, в том числе военкором Александром Коцем, начал борьбу за правду по мере создания телеграм-каналов, вещающих якобы от их имени. "Люди, не верьте, вам врут!" - восклицает Сладков. Однако в данном случае, как считает наш собеседник, реагировать должны депутаты.
Но когда же они выскажутся?В последнее время в Сети появилось немало мошенников, которые научились извлекать выгоду из того, что пользуются чужим именем и чужими заслугами. Так, по Telegram-каналам военкоров прокатилась волна возмущения тем, что репутацию, завоёванную в прямом смысле слова кровью, пытаются использовать фейковые каналы. Прикрываясь именем уважаемых журналистов, они собирают средства, распространяют ложь. И делают это совершенно без зазрения совести.
С подобной историей столкнулся и военный корреспондент "Комсомольской правды", член СПЧ Александр Коц.
Я узнаю, что появляются новые каналы, аккаунты в Telegram и в "ВКонтакте" под моим именем. С недавних пор они начали стелить себе соломку. То есть они не пишут, что это именно я, а у них мелким шрифтом есть такая приписочка в описании канала, что это канал почитателей или канал поклонников Александра Коца. Но внешне он выглядит как мой. Допустим, там 50 тысяч подписчиков, канал "Александр Коц. СВО", к которому я никакого отношения не имею и который периодически то объявляет какие-то сборы на какие-то нужды, то публикует рекламу, причём самого низкопробного содержания,
– отметил военкор.
По словам Александра Коца, контент, который публикуют эти каналы, не всегда соответствует реальности. Периодически они воруют новости с основного канала, который ведёт военкор. Но в то же время выкладывают и свои фейковые новости.
И это не только моя история. Куча таких же историй у Саши Сладкова, у Жени Поддубного, у Юры Подоляки, у Сёмы Пегова, у различных ютубщиков-миллионников, у Дмитрия "Гоблина" Пучкова. Ну, то есть это целая система накачивания. Поскольку туда вкладываются огромные деньги, в рекламу этих каналов. Они рекламируются почему-то в том числе и у блогеров с именем. Они не смотрят на качество каналов, которые они рекламируют. И вот после того, как они накачивают определённую аудиторию, они начинают рубить деньги на рекламе, делать сборы непонятно под кого, безо всяких отчётов и так далее,
– отметил собеседник.
Что с этим делать? Очевидно, вычислять хозяев этих каналов и проводить с ними "многозначительные беседы", считает военкор. Сами каналы – удалять, а администраторов – штрафовать и привлекать к уголовной ответственности за тиражирование мошенников. Если, конечно, они в России, уточнил Коц.
Можно или нет решить эту проблему на законодательном, на техническом уровне? Этот вопрос ведущая "Первого русского" Елена Афонина обсудила с журналистом, первым заместителем председателя комиссии по СМИ Общественной палаты России Александром Малькевичем в новом выпуске программы "Мы в курсе".
Не верьте мошенникам, вам врут!Елена Афонина: Александр Александрович, вы знаете, наболело. Я видела пост Александра Сладкова, где такими аршинными буквами было написано: "Люди, не верьте, вам врут!" И дальше идут несколько таких фейковых каналов, которые о чём-то сообщают от имени Сладкова. Скажите, на законодательном уровне, на техническом уровне эту проблему можно каким-то образом решить или нет?
Александр Малькевич: На самом деле это огромная проблема. Она заключается в том, что сейчас в соцсетях, в том числе в Telegram, можно создать любой канал от вашего имени, например "Клуб поклонников Афониной" или "Клуб поклонников "Царьграда", и распространять там любую ложь. Что, собственно говоря, и происходит. Куча лжи, дезинформации, фейков, оскорблений, клеветы. Причём в отношении любого человека. Всё это находится, опять же, вне правового поля, поскольку это не СМИ, а социальные сети, в которых могут и оскорбить. И с этим, безусловно, надо что-то делать. И с мошенничеством, и с клеветой в отношении людей. Потому что это растёт как снежный ком.
Второй момент – то, что зачастую в этом участвуют и враги из ЦИПсО. Это украинские центры информационно-психологических спецопераций, которые занимаются так называемым посевом того, что насочиняли.
Возможно, я вступаю на такую, знаете, шаткую дорожку, критикуя наших законотворцев. Но я не понимаю, почему без малого два с половиной года идёт СВО, а у них какие-то парламентские каникулы до осени? Типа хорошо поработали – разошлись. Два заседания в неделю. Ребята, какие два заседания? Куда разошлись? Сидите неделями, 24 на 7, и затыкайте эти правовые дыры, эти лакуны, которые существуют. "Мы услышали о проблеме, мы рассмотрим это в осеннюю сессию, возможно, к Новому году или весной следующего года" – это звучит как издёвка.
С каждым днём таких историй становится всё больше. Сегодня уничтожить репутацию публичного человека можно за считаные часы через такой вброс. Сначала идёт такой посев в пабликах в социальных сетях, Telegram-каналах, а потом включаются СМИ, которые всё это тиражируют. И никакой ответственности! А она должна быть у платформы.
Мы об этом ещё до СВО в Общественной палате говорили – что платформа и её хозяева должны отвечать за ту информацию, которую они публикуют, пропускают.
Иногда пользователь в тех же "Одноклассниках" или "ВКонтакте" делает репост, не до конца понимая, что его автор, например, внесён в список экстремистов. И непроизвольно он встаёт на площадку с ним вместе. А модераторы социальной сети должны в этом разбираться и всё это зачищать. А не хотят. Потому что нет никаких правовых актов. Пока гром не грянет, законодательный мужик у нас не перекрестится. И это абсолютно дикая ситуация. И, как вы правильно сказали, на фоне СВО, на фоне единения народа в решении задач для нашей Победы это действительно удар в спину.
Как манипулируют людьми в соцсетях– Александр Александрович, мы говорим об угрозе терроризма и не просто угрозе, но и о том, что это уже становится, к сожалению, страшной частью нашей жизни после тех терактов, которые были. И каким образом этих людей накручивали, как быстро поднимали, мы это видели по ситуации в аэропорту Махачкалы. Насколько быстро это всё происходит и какого эффекта можно достичь. А теперь представим себе, что военкоры с именем, а это действительно те, к кому прислушивается, кого приглашает на личные встречи и президент, и министр обороны, который потом, по результатам, говорит: да, мы услышали, мы это сделали, мы вот здесь немножечко подработали, мы вот это… То есть их слышит самая высокая власть. И дальше мы представляем, что по сеткам фейковым якобы этих военкоров разгоняется какая-то информация, которая заставляет людей перейти к определённым действиям. Вот этот сценарий никто не просчитывает? Он кажется невозможным в нашей прекрасной стране?
– Лена, дорогая. Просчитываете вы. Я понимаю. Мы это специально проговариваем. И за это я вам признателен, и низкий поклон, что есть такие журналисты и такие СМИ, как Царьград, которые эти проблемы показывают. Эту информацию надо распространить, чтобы дошла до соответствующих правоохранительных органов, до Минцифры и до всех наших законотворцев. Потому что это военная информационно-дезинформационная операция нашего врага. И вы описали абсолютно понятный сценарий. Как профессионал в медиа, я действовал бы ровно так же, как вы сказали.
У них всё это выстроено уже давно. И люди, и структуры... Вы правильно говорите: эти тревожные сигналы люди могут разгонять, не понимая, что происходит. Фейковый военкор, к примеру, сообщил про какой-то прорыв или, образно говоря, вражеские танки под Москвой. А дальше включаются паникёры профессиональные, потом – полупрофессиональные. И взволнованные люди начинают эту ложь разносить в СМИ. Поэтому это реальная угроза. И Минобороны должно на это отреагировать, в том числе найти технические пути решения.
По поводу Telegram нужен серьёзный разговор. Должна быть очень жёсткая верификация при создании каналов, если там фигурируют те или иные имена. Плюс согласие владельца этого имени на его использование.
Потому что есть масса моментов применительно к нашим соцсетям. Есть куча сообществ географических, которые привязаны к конкретным районам, к конкретным городам. Условно говоря, какой-нибудь город Пупкинск. А администрирует его человек, который находится за рубежом и ненавидит нашу страну. Но жители Пупкинска этого ведь не знают. И из десяти новостей на этом канале – две-три "отравленных". А в "час Ч" и все десять получат вместе с призывами – понятно, с какой подачей.
– Да, вы абсолютно правы. Я могу просто, подытожив наш разговор, сказать, что мы на один такой Telegram-канал наткнулись. Он ведётся якобы из Мариуполя. Причём с флагом соответствующим, с соответствующей информацией. А это уже, простите меня, передний край нашей обороны, нашего наступления. Так что здесь, безусловно, эта часть очень важна. Спасибо!
Свежие комментарии