Герман Греф, Алексей Кудрин, Анатолий Чубайс, Борис Титов – эти люди, как минимум внешне полностью лояльные президенту выступили против ареста Майкла Калви, а некоторые крупные бизнесмены даже высказали готовность внести за Калви залог.
Всё безрезультатно. Мажоритарный совладелец дальневосточного банка «Восточный» помещён в СИЗО – говорят, лично Владимир Путин дал на это добро.
О ситуации с Калви президенту доложил его помощник Андрей Белоусов, глава Центробанка Эльвира Набиуллина, которой посвящено немало ярких сюжетов на Царьграде, также высказалась за арест. Именно точка зрения этих двух человек, имеющих репутацию «либералов» (странно, конечно, что «либералом» до сих пор называют человека, который выступил за изъятие так называемых сверхдоходов у металлургов), склонила президента к жёсткому решению.Вряд ли ему при этом сообщили, что главный выгодоприобретатель преследования Майкла Калви миноритарный акционер банка «Восточный» Артём Аветисян – старый знакомый и протеже… помощника президента Андрея Белоусова. Они вместе летали в Антарктиду, Белоусов в своё время пристроил Аветисяна в Агентство стратегических инициатив, где тот – ирония судьбы – будет теперь курировать создание цифровой платформы, с помощью которой предприниматели смогут сообщать о фактах давления на бизнес. Думается, тестирование этой платформы надо начинать как раз с «дела Калви».
Здесь надо упомянуть, что Агентство стратегических инициатив (АСИ) – бездонная бочка для государственного финансирования, о которой стоило бы поговорить отдельно. Давний коллега автора, регулярно оказывающий АСИ консультационные услуги и потому мечтающий остаться неузнанным, на вопросы о деятельности агентства отвечает предельно ёмко: «Деятельности нет. А вот деньги – есть».
Суть обвинения
Заявление на Калви написал миноритарный акционер и член совета директоров банка «Восточный» Шерзод Юсупов, но ни у кого нет сомнений, что за ним стоит именно Аветисян – собственно, и Калви заявил это сразу же после задержания. Уроженец Самары Аветисян контролирует 32% банка и, конечно, хотел бы увеличить свою долю.
Суть обвинения состоит в следующем: некое «Первое кредитное бюро» уже давно было должно банку «Восточный» 2,5 млрд руб., сроки выплат прошли. Господин Калви, чей фонд владеет 51,6% акций «Восточного», якобы убедил акционеров, что лучше пойти на компромисс по безнадёжному долгу – получить в качестве оплаты акции люксембургской компании IFTG. По словам Калви, они оценивались в 3 миллиарда рублей, тогда как реальная цена этих бумаг, по версии следствия - всего 600 тысяч. Вот только журналисты РБК установили, что эти акции первоначальный инвестор, явно не заинтересованный в переплате, приобрёл за 4,4 млн долларов всего за два месяца до их переуступки «Восточному». Это, конечно, не два с половиной миллиарда, но более двухсот пятидесяти миллионов рублей. В 430 раз больше, чем цифра, которой оперирует обвинение.
С момента подачи заявления до возбуждения уголовного дела прошла всего неделя. Знающие с какой скоростью обычно скрипит российская силовая машина, уверенно говорят, что без смазки в том или ином виде дело не обошлось. Интересно, что автор заявления Шерзод Юсупов сам не питает иллюзий относительно судебных решений в России. Он недавно удалил свою страницу в Twitter, последним сообщением там был ретвит матерного сообщения о том, что российские силовики, как бы это помягче передать, «сошли с ума и потеряли совесть». Видимо, как-то неловко стало Юсупову держать подобный пост во время собственного участия в силовом отъёме имущества.
А вот скрыть тот факт, что он сам голосовал за выдачу кредита «Первому кредитному бюро», уже не удастся.
Человек-оркестр
Но вернёмся к Аветисяну, который, повторимся дружит с Андреем Белоусовым стратегиями и пингвинами. Помимо работы в АСИ и участия в руководстве крупным банком этот удивительный человек входит в Совет директоров «РусГидро», является председателем Клуба Лидеров по продвижению инициатив бизнеса, послом по особым поручением МИД РФ, ответственным за международное антикоррупционное сотрудничество, состоит в Межведомственной группе по защите прав предпринимателей при Генпрокуратуре, Общественном совете при ФСБ РФ, Общественном совете при ФНС, Общественном совете Федеральной службы по тарифам, Общественном совете при уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, Совете по государственно-частному партнёрству при Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, Совете по техническому регулированию и стандартизации при Министерстве промышленности и торговли РФ, Организационном комитете по подготовке и проведению Красноярского экономического форума, Экспертном совете при Правительстве РФ… Под руководством Аветисяна работали дети Германа Грефа, Аркадия Дворковича, Владислава Суркова – что-что, а заводить связи этот человек умеет гениально.
Майкл Калви. Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
Несмотря на такую общественную нагрузку, 42-летний предприниматель кипит энергией и хочет получить ещё больше постов. Не так давно Белоусов продвигал его в совет директоров НК «Роснефть» и на должность замминистра финансов. Игорю Сечину и Антону Силуанову хватило, впрочем, осторожности отказаться от такого подарка. Основатель фонда Baring Vostok Майкл Калви давно работает в России, он вхож в нашу бизнес-элиту и, как видим, вызывает у неё доверие. Артём Аветисян тоже давно работает в России, вхож в бизнес-элиту и, как видим, доверия у неё не вызывает. Уж больно тернист творческий путь защитника бизнес-атмосферы в России.
Начинал Артём с проблемного банка «Региональный кредит», который в его руках превратился в белый и пушистый «Модульбанк», потом был «Юниаструм», впоследствии слившийся с «Восточным» Майкла Калви. Ох, зря он пошёл на эту сделку…
Издание «Версия» прямым текстом утверждает, что все четыре крупных кредита, которые сейчас составляют главную проблему «Восточного», выданы компаниям, которые контролирует Артём Аветисян: агрокомплекс «Волжский», консервный завод в Краснодарском крае, обувная фабрика «Брис-Босфор» и автобусный завод. Очень удобно выдавать кредиты самому себе.
Юристы Майкла Калви давно подозревали партнёра своего патрона в нечестной игре. Они пришли к выводу, что непосредственно перед слиянием банков «Юниаструм» и «Восточный» из «Юниаструма» через фиктивные сделки были выведены существенные суммы. После этого в Лондонский суд поступило заявление от фонда Baring Vostok с обвинениями Аветисяна в мошенничестве. Но Лондон далеко, судьи высоко, тогда как российское правосудие – вот оно, рядом. Всё можно порешать быстро.
Юсупов написал заявление в ФСБ – и Калви арестовали. Арестовали, несмотря на требование президента перестать кошмарить бизнес и беспричинно арестовывать обвиняемых в экономических преступлениях. Судя по всему, кому-то очень не хочется услышать выступление Майкла Калви в Лондонском суде.
С Аветисяном всё ясно, но почему на поводу у него идёт уважаемый человек, доктор экономических наук, бывший федеральный министр Андрей Белоусов? Неужели он не понимает, что творит? Конечно, статус помощника президента – очень надёжная защита от самых разнообразных неприятностей, но неужели общественное мнение ничего не стоит?
Мошенник ли господин Калви – решит суд. Но если беззаконные действия продолжатся, у этого факта будут два очень неприятных последствия. Во-первых, ни о каком инвестиционном климате в России говорить больше не придётся, чтобы не вызывать смех всех присутствующих. Во-вторых, Андрею Белоусову могут перестать подавать руку. Высокий статус может гарантировать неприкосновенность, но уважение к ней автоматически не прилагается.
Свежие комментарии