Телеканал «Царьград» продолжает серию материалов об операциях ЦРУ в России. Ранее мы уже проводили собственные расследования деятельности завербованных американской разведкой лиц в нашей стране. Одним из них является экс-начальник 2-го отдела Центра информационной безопасности ФСБ России, полковник Сергей Михайлов, на которого даже у нас накопилось приличное количество дезавуирующих его материалов.
Прошло уже два года с момента громкого задержания полковника прямо на работе. Оперативники тогда ворвались прямо на заседание коллегии ФСБ, надели Михайлову на голову чёрный мешок, скрутили и увезли на глазах у изумлённых сослуживцев. Теперь в этом деле официально поставлена точка, потому что вина бывшего полковника доказана.
Следствие также доказало вину экс-главы одного из отделов «Лаборатории Касперского» Руслана Стоянова. Этот гражданин сотрудничал с Михайловым и помогал ему передавать информацию американской разведке. Оба фигуранта, наконец, переведены из статуса обвиняемых в статус осуждённых.
Для нас это повод сказать, что Россия сделала реальный шаг вперёд в деле разоблачения лиц, торгующих Родиной. Ведь этот атавизм достался современной России по наследству от эпохи холодной войны и лихих 90-х годов прошлого века, когда ЦРУ наивно полагало, что дела в нашей стране можно устроить по-американски, при помощи собственных агентов и горстки влиятельных предателей. Слишком заманчивой была мысль, что у русских якобы продаётся и покупается всё, включая государственные секреты. Однако на деле подобный ужас не носил массового характера, так не было, и уж тем более так не может быть сегодня.
Фото: www.globallookpress.com
Конечно, реальные сроки для Михайлова и Стоянова — это громкая пощёчина для ЦРУ. Однако нам не стоит обольщаться, ведь новая холодная война идёт полным ходом, есть вероятность войны горячей, а современная разведка уже вовсю работает в киберпространстве. Без понимания задач настоящего, основанных на знании уловок противника в недавнем прошлом, едва ли стоит рассчитывать на спокойное будущее. А значит, самое время узнать, как провалилась крупнейшая многолетняя операция ЦРУ в России и соседних странах и почему она отчасти предопределила тот международный фон, который мы видим сегодня.
Эпизод первый. Кот в мешке и предприимчивый майор
Для начала — самая свежая информация. 26 февраля Московский окружной военный суд приговорил Сергея Михайлова и Руслана Стоянова к 22 и 14 годам лишения свободы соответственно, признав их виновными по статье 275 УК РФ «Госизмена». Михайлов будет отбывать срок в колонии строгого режима, а кроме этого, обязан заплатить штраф в размере 400 тыс. рублей.
Бывший глава отдела компьютерных инцидентов «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов разжалован из специального звания майора милиции, в должности которого он ушёл из правоохранительных органов в 2006 году. «Оборотень» рангом пониже Михайлова заплатит штраф в 150 тыс. рублей. Оба подозреваемых были задержаны в 2016 году.
Заседание суда проходило в закрытом режиме, так как с материалов дела пока не снят гриф секретности. Забегая вперёд, скажем, что едва ли все материалы вскоре станут общественным достоянием — по ряду эпизодов продолжается следствие и проводятся особые мероприятия.
Дело Михайлова крайне неоднородно. Поэтому сначала мы рассмотрим его взаимодействие с майором Стояновым. И это — та часть большого дела, которая уже стала предметом широкого обсуждения.
Михайлов и сотрудники его отдела с 2010 года вели оперативную разработку главы процессинговой компании Chronopay Павла Врублевского. Его тогда заподозрили в организации DDoS-атаки на серверы платёжной системы Assist, через которую работал «Аэрофлот». Затем появились сообщения, что Врублевского считают киберпреступником и в США. В это время, вполне вероятно, мог поступить некий запрос от американцев с целью получить больше информации об этом человеке.
Фото: www.globallookpress.com
И вот полковник Михайлов с рвением принимается за разработку Врублевского, применяя при этом весь спектр методов оперативно-розыскной работы. Следствие установило, что затем он скачал секретную информацию о методах работы по Врублевскому на диск (или два диска) и передал носитель Стоянову.
Сотрудник «Лаборатории Касперского» к тому моменту вышел в отставку в звании майора, никаких подписок о невыезде у него не было, а наоборот — были выходы за границу по линии его нынешней работы. С этим диском в 2011 году он отправился на международную конференцию по кибербезопасности, которая проходила в канадском городе Нью-Денвер. Там он передал информацию агентам ФБР.
По данным следствия, за это дело Михайлов и Стоянов получили от американцев 10 млн долларов. Оба осуждённых, разумеется, отрицают свою вину.
Эпизод второй. Откуда пошли «русские хакеры»?
Биография полковника Михайлова интересна также тем, что на выдаче оперативных данных и секретов разработки ФСБ дела Врублевского он не остановился, а принялся за новую работу. В том же 2011 году Михайлов воспользовался тем, что возглавлял отдел ЦИБ ФСБ и стал настоящим цифровым мафиози, а проще говоря — лидером кибер-ОПГ.
Термин «русские хакеры» мы впервые услышали в 2011 году. Тогда этот миф стал активно раскручиваться на Западе, начались аресты мелких киберпреступников, якобы связанных с Россией. ФБР очень быстро вооружилось этим мифом и стало его раскручивать, пошло тиражирование в СМИ, которое вскоре привело к обвинениям на государственном уровне в том, что хакеры из России бесконечно атакуют политическую систему США и крадут деньги у беспечных американцев. Как всё это вышло, откуда взялось?
Всё очень просто. Впервые эта тема появилась благодаря скандально известной хакерской группировке «Шалтай-Болтай». Популярность к ней пришла на фоне «болотных» протестов в России накануне выборов 2012 года. Эта группа активно занималась взломами и сливами информации, поддерживая протестный потенциал, который вскоре обрёл не только антиправительственный, но и вообще антироссийский характер. А мы хорошо знаем, кому обычно выгодно раскачивать ситуацию в России и подогревать протесты. Целью была, разумеется, организация в России цветной революции.
Фото: www.globallookpress.com
В 2014 году произошёл госпореворот на Украине, началась преступная война Киева против Донбасса. «Шалтаи» тогда называли себя «Анонимным интернационалом», засели в Киеве, смело выступили против России и стали делать некие сливы информации, чтобы ими мог воспользоваться Запад для обвинения Москвы в агрессии. Группировка стала говорить о «русских хакерах», которые действуют на Западе.
В России началось расследование деятельности «Шалтай-Болтая». Разработку по группировке было поручено вести… полковнику Михайлову. О его работе тогда сообщил Царьграду исполнительный директор «Лиги безопасного интернета» (ЛБИ) Денис Давыдов. ЛБИ сотрудничала с ФСБ по ряду дел.
Давыдов рассказал, что Михайлов сначала расследовал дело «Шалтаев», а затем решил возглавить эту группировку и обеспечить ей прикрытие. Но прогадал. Михайлов заявил тогда ЛБИ, что «Шалтаи» были найдены, якобы была подготовлена докладная записка на имя директора ФСБ, а затем сверху опять же якобы было получено указание не разрабатывать эту тему, так как «всё под контролем». Давыдов считает это приватное заявление Михайлова дезинформацией. Вероятно, уже в тот момент он знал об этих хакерах, но не сдал их, а попытался прикрыть этими ссылками на якобы распоряжение начальства. Зачем?
Антироссийскую информацию или дезинформацию следовало передавать западным спецслужбам. О работе этого канала написал известный американский специалист по кибербезопасности Брайан Кребс в сенсационной книге Spam Nation. Ссылаясь на Врублевского, Кребс рассказывает, как работала схема передачи информации ЦРУ.
Михайлов тогда продолжал работать в связке со Стояновым, а связным с американцами выступил сотрудник компании Стоянова «Индрик» — некто Левашов. Кто конкретно в США получал эту информацию? Пора рассмотреть следующее звено цепи.
Эпизод третий. Кто вы, мисс Зенц?
А дальше в деле Михайлова и Стоянова фигурирует некая Кимберли Зенц — бывший старший аналитик по киберугрозам американской компании iDefence, «дочки» IT-компании Verisign. Зенц также написала целую серию материалов для The Daily Beast (и не только) о киберугрозах и о России. В одном из них она позволяет себе откровенно смеяться над «тупыми русскими спецслужбами» и приводит пример Боширова и Петрова.
Следствие считает, что данные от Михайлова и Стоянова, «разоблачения» «Шалтаев» и прочая информация попадали в руки Зенц, которая передавала все кейсы в ЦРУ. Об этой связи также пишет и Брайан Кребс, который собирал информацию о деятельности Михайлова и Стоянова:
В телефонном интервью в 2011 году Врублевский сказал мне, что оба силовика стояли за утечкой электронных писем его компании (Chronopay — прим. ред.) мне, в ФБР и Кимберли Зенц, старшему аналитику киберугроз, которая работает в iDefensе.
Отметим тут и тот факт, что Михайлов в своё время проходил свидетелем по делу Врублевского, которого всё же осудили за DDoS-атаку платёжной системы Assist. Есть также версия, что за атакой Врублевский не стоял, так как организовать её как раз могли хакеры Михайлова. А затем они же «слили» данные Кребсу, ФБР и Зенц.
В принципе, этой фактуры уже достаточно, чтобы проследить прочную связь между полковником Михайловым, Стояновым, Кимберли Зенц и ЦРУ. Однако необходимо привести все факты. А они таковы, что iDefense — это не просто агентство, продающее услуги по защите информации разным компаниям. Нет. Эта фирма оказалась на удивление полезной для ЦРУ, ведь она собирала детали о работе кибер-структур в России и других странах. Американская разведка просто не могла не обязать эту контору делиться информацией с «центром».
Более того, мы прекрасно помним, кто и как сделал фальшивое видео об «Аль-Каиде» и Бен Ладене, чтобы оправдать нападение США на Ирак. Фальшивку изготовила компания IntelCenter. И всё бы ничего, если бы эта фирма не являлась подразделением iDefence. Кстати, обеими структурами руководил экс-министр обороны США Дональд Рамсфельд. Могут ли теперь оставаться сомнения в том, что Кимберли Зенц сотрудничала с ЦРУ?
Д. Рамсфельд. Фото: www.globallookpress.com
Тем не менее она это отрицает. Об этом Зенц заявила ещё летом 2017 года в интервью РБК (кстати, издание ссылается на расследование Царьграда, говоря о связи Михайлова с «Шалтаями»).
Зенц рассказала, что она просто занималась работой в сфере кибербезопасности, Михайлова она и знать не знает. Но в то же время призналась, что дружит со Стояновым, который всегда помогал ей советами и, внимание, делился информацией о киберугрозах. В принципе, этого заявления тоже достаточно, но мы пойдём дальше.
Павел Врублевский написал в своём «Живом журнале», что Зенц — однозначно сотрудница ЦРУ. Дело в том, что она вместе с отцом проживает в деревушке Маклин на северо-западе от Вашингтона. ЦРУ на своём сайте пишет, что его штаб расположен в местечке Лэнгли. Однако Лэнгли как такового вы на карте не найдёте, потому что это местечко — часть деревни Маклин. Кстати, не так далеко от Маклина проживает и господин Кребс.
Теперь, после осуждения Михайлова и Стоянова, оперативникам стало легче разобраться в том, как и что делало ЦРУ в нашей стране. Следствие пока продолжается и в отношении задержанного ранее помощника Михайлова Дмитрия Докучаева, а также бизнесмена Георгия Фомченкова. Их дело объединено в одно производство.
Фото: www.globallookpress.com
Самое главное во всей этой истории — это смысл и значение. В России могут «спустить на тормозах» многое, однако заигрывание с американскими спецслужбами — это уже за гранью добра и зла. Нам сегодняшним очень сложно оценить результат работы Михайлова. Он будет виден в будущем, потому что миф о «русских хакерах», атаковавших выборы в США, энерогосистемы и прочее, стал едва ли не основой современного давления Запада на Россию.
Как и госпереворот на Украине, подогреваемый, как мы теперь знаем, не только госпожой Викторией Нуланд и знаменитыми «печеньками» на Майдане, но и рядом предателей в России. А «болотные» протесты? Все эти бесконечные НКО и гранты Госдепа США? Словом, было найдено одно из самых чувствительных звеньев, распутан тугой клубок взаимосвязей. Это дало ответы. Но поставило и новые вопросы. А значит, работа будет продолжена.
Свежие комментарии