
Отношение Министерства иностранных дел Ирана к проекту TRIPP стало более жёстким по сравнению с предыдущим периодом. Об этом агентству Sputnik Армения заявил Сергей Мелконян, политолог, научный сотрудник аналитического центра APRI Armenia, кандидат исторических наук, в ответ на просьбу прокомментировать недавние высказывания нового посла Ирана в Армении Халила Ширголами.
Несколько дней назад на пресс‑конференции посол выразил обеспокоенность реализацией проекта TRIPP. Ведущий эксперт APRI Armenia расценил это как сигнал о наличии разногласий между Ереваном и Тегераном по вопросу коридора.
"Это заявление — индикатор того, что между Ереваном и Тегераном пока нет полного согласия по коридору TRIPP", — считает Мелконян.
Комментируя недавнее заявление спикера парламента Армении Алена Симоняна о том, что проект TRIPP открывает дополнительные возможности для Ирана, Мелконян отметил, что Тегерану более выгодно открытие железнодорожной трассы через Нахиджеван в Армению для обеспечения прямого сообщения с Черным морем. По его словам, эти планы входят в состав более широкого проекта коридора «Персидский залив — Черное море», в котором заинтересованы Индия, Иран и Армения.
Эксперт пояснил, что проект TRIPP в большей степени конкурирует с Араксским транспортным коридором, который предполагается проложить через южные районы Карабаха, территорию Ирана и Нахиджеван. Речь идёт о запуске первого этапа проекта, который планируется начать в марте 2026 года.
В ответ на просьбу прокомментировать замечание спикера парламента Армении о том, что у Ирана более десяти соседей и почему в случае гипотетических действий США могла бы использоваться именно 23‑километровая граница с Арменией, Мелконян указал на обеспокоенность Тегерана действиями ряда соседних государств, в том числе Азербайджана.
Он напомнил, что после 12‑дневной эскалации с Израилем в Иране на официальном уровне высказывались заявления о передаче азербайджанскими структурами возможностей, используемых Израилем для нанесения ударов по Ирану.По мнению Мелконяна, негативная реакция Тегерана в отношении соглашения о TRIPP частично объясняется тем, что документ был достигнут при поддержке Соединённых Штатов и подписан всего через два месяца после нанесения США ударов по объектам в Иране. Он обратил внимание на различия в позициях внутри иранских властей: в аппарате аятоллы реакция была более жёсткой и консервативной, тогда как в структурах президента и Министерства иностранных дел — более сдержанной. Сейчас, добавил эксперт, позиция МИД Ирана меняется в сторону ужесточения.
"Думаю, есть ряд вопросов, которые министру иностранных дел Армении нужно было обсудить с иранскими партнёрами до недавней поездки в Вашингтон", — заявил он.
Мелконян также подчеркнул, что визит министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна и его встреча с американским госсекретарём Марко Рубио в Вашингтоне, по всей видимости, были запланированы до начала недавних событий в Иране. Вместе с тем он обратил внимание на зарубежную поездку заместителя министра иностранных дел Ирана Маджида Тахт Раванчи в Армению 8 января, в ходе которой обсуждались вопросы, связанные с TRIPP. По мнению эксперта, визит Тахт Раванчи в ненадёжный для его страны период был связан именно с необходимостью обсуждения данного проекта.
Ранее Министерство иностранных дел Армении опубликовало документ, определяющий порядок реализации проекта «Путь Трампа во имя международного мира и процветания» (TRIPP). Документ был представлен по итогам встречи министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна и госсекретаря США Марко Рубио в Вашингтоне.
Напомним, 8 августа 2025 года в Вашингтоне лидеры Армении, США и Азербайджана подписали совместную декларацию, касающуюся мирного урегулирования конфликта. Согласно заявлениям администрации США, в рамках «Маршрута Трампа» (TRIPP) Армения предоставит Соединённым Штатам эксклюзивные долгосрочные права сроком до 99 лет на развитие маршрута. Эксплуатация и регулирование проекта будут осуществляться в соответствии с армянским законодательством. Американская сторона планирует передать землю в субаренду консорциуму, ответственному за строительство инфраструктуры и управление ею.
Свежие комментарии