На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 360 подписчиков

Свежие комментарии

  • Андрей
    Примерно 34% жителей России опасаются, что им придет 3,14здец в случае отмены моратория на "вышку"...не многовато ли ...Россию накрыл эфф...
  • Наталья Котельникова
    Великий Учитель. Спасибо"Мой мир переверн...
  • Александр Ляшенко
    8 сентября, в единый день голосования, провести всероссийский референдум о возвращении смертной казни для террористов...Россию накрыл эфф...

Дорогие наши дороги: Минтранс жаждет удвоить цены на проезд по платным трассам

Герой романа Василия Аксёнова "Остров Крым", попав в СССР, очень мучился от того, как на Родине коверкают русский язык. Особенно возмущала его фраза кондуктора "Оплачивайте за проезд!" в автобусе. "Да как же они все там говорят, разве по-русски?!, – восклицал он в сердцах. Вообразите, как был удивлён скромный автор этих строк, услышав сакраментальное "оплачивайте за проезд" не в современной маршрутке, а из громкоговорителя на платной трассе Москва – Санкт-Петербург, натурально перед пунктом оплаты.

Было это года три назад, инфраструктура выглядела ещё, мягко говоря, не идеально, теперь там такого не услышишь, потому что вообще нет нужды в громких объявлениях. Одно не поменялось: за проезд надо платить. Причём недёшево. Причём грозятся увеличить цену. Причём – на уровне правительства России. Министерство транспорта разработало проект постановления правительства, предусматривающий рост тарифов, – для того, чтобы обеспечить окупаемость проектов компании "Автодор". 

Почём стоить проехать?

Повышение цен в проекте Минтранса выглядит не просто существенным, а колоссальным. Предлагается повысить цену за проезд по новым платным дорогам до 8 рублей за километр, по уже существующим – до 5 рублей за километр. Сейчас средняя стоимость проезда – 2,65 руб. за километр. Однако это далеко не всё. За проезд по платным искусственным дорожным сооружениям (мосты, путепроводы, тоннели и подобные сооружения), находящимся в концессии, водители легковушек заплатят максимум 115,5 руб. за км (прежняя стоимость – 84 рубля), не находящимся в концессии – 29 рублей (ранее – 21 рубль). Для тяжёлых грузовых автомобилей цены ещё выше – до 25 (!) рублей за километр.

Почему возникает тема повышения цен на проезд по платным дорогам, понятно. В стране стагфляция – спасибо Центробанку. Это означает, что, вне зависимости от наших желаний, цены растут на всё, причём растут быстрее, чем экономика. И быстрее, чем наши доходы. И если растут цены на стройматериалы, например, а они растут опережающими темпами, то дорожает не только жильё, но и дорожное строительство с ремонтом. Было бы странно, если бы концессионеры не пытались спасти свои прибыли, повышая цену за проезд по трассам.

И совершенно понятно, почему цены повышают неравномерно, а сильнее всего – на дорогах, где распоряжаются концессионеры (то есть частные компании, которые обслуживают дорогу за свой счёт и в свой бюджет зачисляют плату за проезд). Если этого не делать, тогда одно из двух: или государство должно компенсировать концессионерам разницу между ожидаемой и реальной прибылью (а то и компенсировать убытки), или концессионеры, фиксируя эти самые убытки, просто уходят из бизнеса, а дороги полностью содержит государство. Между прочим, из бюджета содержит – то есть несёт убытки уже само. А для ремонта дорог, расширения их, для всех необходимых работ всё равно нанимает частных подрядчиков. И всё равно дорого.

Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин так прокомментировал "Московскому комсомольцу" платы Минтранса: 

Повышение цен Минтранс делает в интересах сохранения… такого частного бизнеса, как платные дороги. Концессионер должен поддерживать… трассу в нормативном состоянии. Есть конкретные технические требования, соблюдение которых стоит определённых денег. А по всему спектру дорожно-строительных материалов цены выросли за эти годы более чем на 30–35%.

Итак, повышение цен на проезд объективно неизбежно (хотя разница между "на 35% и "в два раза" видна невооружённым глазом). Беда в том, что повышать цены просто по желанию концессионеров на любую удобную концессионерам величину нельзя. По очень простой причине: граждане могут заплатить за проезд отнюдь не любые деньги. 

Сколько мы можем заплатить?

Вот анонимное рассуждение из социальной сети: 

Сегодня проезд по платной дороге от Москвы до Сочи обходится мне в выходные в 2400 рублей. Если повысить цену в два раза, я по этой дороге больше не поеду – просто потому, что смысл пропадёт по ней ездить. Станет дешевле летать самолётом. 

Действительно, сегодня слетать в Сочи и обратно из Москвы можно (если повезет взять дешёвые билеты) за 8 тысяч рублей. Когда начнется горнолыжный сезон, цены на авиабилеты, конечно, вырастут – но автотрасса-то работает не только в сезон.

Кстати, министр транспорта России – и, стало быть, человек, который лично отвечает за проект повышения цен – Виталий Геннадьевич Савельев – с 2009 по 2020 год, вплоть до назначения в правительство работал генеральным директором "Аэрофлота". Может быть, он об авиакомпании и радеет?

Это, разумеется, шутка. Тем более что по платным дорогам ездят не только отдыхающие и не только на длинные дистанции. Платные дороги так устроены, что приносят максимальную прибыль не на длинных, а на коротких участках. Кстати, и время они максимально экономят тоже на коротких участках. Скажем, выезжаете вы из центра Москвы, когда Яндекс показывает 6 баллов. Нужно вам в Зеленоград. По бесплатному Ленинградскому шоссе вы доберётесь почти за два часа. А с помощью платной дороги – за один час двадцать минут. И 400 рублей. "Платка" позволяет ехать со скоростью 110 километров в час. И нельзя сказать, что машин на ней мало. Но это сейчас, а если повысить цену в два раза?

То очень и очень многие от возможности ехать по платной дороге просто откажутся. Потому что сейчас проехаться за рулём туда-обратно до центра Москвы стоит в два раза дороже, чем на скоростной электричке с пересадкой на метро. А станет – в четыре раза дороже.

Насколько сократится количество людей, которые могут себе позволить платные дороги? В постановлении правительства об этом ничего нету. Каково будет возмущение этих людей, которые потеряют – на ровном месте, росчерком пера чиновника, безо всякой своей вины – либо время, либо деньги, либо и то и другое сразу? А вот это очень легко предсказать, потому что мнение граждан про чиновников нам известно.

И это мнение уже высказывается. Вот, к примеру, бывший депутат Государственной думы Вячеслав Лысаков высказывается в телеграм-канале: 

Ничего, кроме возмущения, это не вызовет… Самое лёгкое – взять и повысить стоимость проезда. Принимают и озвучивают эти решения временщики, люди, у которых отсутствует государственное мышление… Какие деньги воруются во время дорожного строительства? В 2019 году был арестован Сергей Кельбах, глава "Автодора" – госкомпании, которая занимается платными дорогами. Генпрокуратура предъявила ему обвинение в нецелевом расходовании 75 млрд рублей. Вот где ресурсы у Минтранса. Пусть они добиваются того, чтобы деньги не разворовывали. 

Мнение Лысакова может, на первый взгляд, показаться излишне эмоциональным. Но гораздо важнее то, что это мнение – типичное. Автоэксперт Игорь Моржаретто в интервью Царьграду высказался так: 

Если следовать их логике, давайте тогда и цены на бензин поднимем, как в Европе, сделаем 120 рублей примерно за литр, и цены на электроэнергию, и на всё такое. Все-таки у нас иной уровень доходов, у большинства населения, чем в Европе, к сожалению, пока. Не хватает денег на строительство дорог? Ну извините, у нас дефицит бюджета пока не наблюдается. Он, наоборот, профицитный уже который год подряд… Очень сложно подходить к теме скоростных дорог только со схемой некоего бизнеса. То есть давайте по максимуму поднимем цены, и всё будет хорошо. Не будет.

Почему не будет, уточняет экономист Алексей Лапушкин: 

Сотрудникам "Автодора" рекомендовал бы воспользоваться учебником по географии для школьников, в котором говорится о том, что территория Европы, а в данном случае ЕС, это 4 миллиона 233 тысячи квадратных километров. А территория России – это 17 миллионов 125 тысяч квадратных километров. То бишь в 4 раза больше. Это первое. И второе. Покрытие собственных управленческих просчётов и недоработок за счёт граждан – это продолжение всё той же политики "люди – новая нефть". У нас две трети грузоперевозок в стране осуществляется автомобильным транспортом. Надо ли объяснять, что увеличение тарифа за пользование в том числе платными дорогами ляжет на наши с вами карманы.

Не нужно проводить опросы общественного мнения, чтобы увериться: именно так и думает абсолютное большинство водителей. Наши доходы не соответствуют росту цен, задуманным в правительстве. Это вызывает гнев.

Гнев этих людей вполне может дойти до уровня, за которым – социальный взрыв. Спровоцированный только и исключительно недальновидной политикой чиновников, способных подсчитать убытки и прибыль в короткой перспективе, но совершенно не думающих "а что потом".

Ищи, кому выгодно

Кстати, знаете, кто считается начальником министра транспорта России Виталия Савельева? Которого мы только что в шутку "заподозрили" в том, что он летать любит больше, чем ездить по дорогам? Это Марат Хуснуллин, заместитель председателя правительства. В сфере его ответственности, среди прочего – "Автомобильный транспорт. Безопасность дорожного движения", Национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги", а также Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Иначе говоря, господин Хуснуллин отвечает за строительную отрасль и за рост цен. Господин Хуснуллин известен читателям Царьграда, прежде всего, тем, что выступает за привлечение в Россию дополнительных рабочих-мигрантов с юга. А также тем, что продвигает мега-проект развития России через развитие агломераций. Если этот проект воплотится в жизнь, Россия превратится в пустыню, в которой кое-где стоят огромные города, кое-где добывают полезные ископаемые – а большая часть пространства никак не используется и там никто не живёт. При этом хуснуллинские агломерации – связанные, как мы понимаем, длинными нитками платных дорогих дорог – не будут строиться на Русском Севере. Там у него в проекте даже Красноярска нет...

Что с того

Ни одно решение правительства нельзя рассматривать только с экономической точки зрения. Тем более – только с точки зрения рентабельности государственных компаний. Ни одно решение правительства не может быть "сферическим в вакууме". Каждое имеет социальное измерение, отражается на жизни обычных людей. И если "экономически обоснованный" тариф чреват социальным взрывом, если повышение цен означает для миллионов русских людей не просто лишние расходы, а существенное ухудшение качества жизни – принимать этот тариф нельзя. Несмотря ни на какие экономические обоснования. Смысл государственной работы в том, чтобы человеку становилось жить лучше. Удобнее. По крайней мере, чтобы не становилось хуже. Для того и новые дороги имеет смысл строить.

И уж точно не стоит их строить, если по ним никто не будет ездить. Коммерсант не пошлёт в рейс свой грузовик – потому что слишком дорого. И на личной машине никто не поедет в отпуск по той же причине. И пробку объезжать не рискнет. Останется новая, с иголочки, отличная, качественная, дорогая дорога – пустой.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх