Собственно, к этому всё и шло: Минобрнауки России официально объявило об увеличении минимального проходного балла для поступления в вузы. Это означает, что количество тех, кто в следующем году сможет рассчитывать на студенческие билеты, станет меньше на 10-12 процентов. Как минимум.
А с учетом того, что и сами вузы постепенно повышают планку, отсеивая «лишних» претендентов на свои дипломы, то через пять лет количество вузовских выпускников ощутимо сократится.
Работать на «земле» некому, а потенциальных офисных клерков – переизбыток
Уже несколько лет в нашей стране идет принудительное, по сути, регулирование сегмента высшего образования. И началось это, как следует из статистики, с которой ознакомился Царьград, примерно с середины «нулевых», когда резко выросло общее количество студентов вузов до 7,1 млн человек, которые, соответственно, в последующие годы пополняли число обладателей дипломов о высшем образовании.
Так, в 2010-м было выпущено почти полтора миллиона бакалавров, специалистов и магистров, в 2013-м – уже 1,3 млн, в 2014-м – 1,2 млн, в 2017-м – уже меньше миллиона, а в 2018-м – чуть больше 930 тысяч.
Соответственно, сокращается и доля выпускников вузов в общей численности экономически активного населения – с 217 новоявленных дипломников на 10 тысяч человек в 2010-м до 134 на те же 10 тысяч – в 2017-м.
Одновременно сейчас начали делать упор на развитие средне-специального и профессионального образования, которое, в свете происходившего роста вузовских студентов, очень сильно сдало свои позиции.
Во-первых, с 2005 по 2016 гг. количество учреждений, ведущих такую подготовку, снизилось почти вдвое, во-вторых, как следствие, сократилась и численность их выпускников. Если 14 лет назад 6,3 тысячи техникумов и колледжей выпустили из своих стен 703 тысячи «квалифицированных рабочих» и 684 тысячи «специалистов среднего звена» (105 и 103 выпускников на 10 тысяч населения соответственно), то в 2017-м был зафиксирован самый низкий за последние полтора десятилетия по численности выпуск: всего 199 тысяч рабочих и 469 тысяч спецов. А процент в пересчете на занятое население упал до 27 и 65 человек на 100 тысяч соответственно.
Фото: Uli Deck / Globallookpress
О чём это говорит? Да всё, на самом деле, просто: работать на «земле» некому, а тех, кто видит себя на офисной должности, наоборот переизбыток.
По крайней мере, так следует из тех механизмов, которые стало активно задействовать государство в плане влияния на снижение количества студентов вузов.
«А не пойти ли вам... в колледж?»
И 6 сентября нынешнего года был сделан уже совершенно конкретный шаг: значения минимальных баллов ЕГЭ повысили официально, приказом №729 Минобрнауки как учредителя 252 вузов. Причем, это касается не только бюджетных мест, но и платных: даже если у абитуриента есть финансово обеспеченные родители, но он не сумел набрать пороговое значение на едином госэкзамене, то вход в университет всё равно для него не откроется.
Минимальные значения, установленные для порога поступления в вузы, выглядят так: математика – 39 баллов; русский и иностранный языки, а также география, литература, физика и химия – 40; биология, информатика и история – 42, а обществознание – 44 балла. При этом у каждого вуза действует собственная планка по баллам для конкретной специальности.
«Изменения коснутся 10-12 процентов абитуриентов, это не так много, – пояснила замминистра образования и науки России Марина Боровская. – Два-три года назад минимальный порог не могла преодолеть примерно пятая часть выпускников школ, сдававших ЕГЭ. А теперь школьник, немного не дотягивающий до вузовского уровня, сможет гораздо правильнее определиться с возможностью дальнейшего обучения, не испытывая ложных надежд на поступление в вуз».
Альтернатива «ложным надеждам», по мнению Боровской, собственно, и состоит в колледжах и техникумах.
На самом деле, крупные компании, принимая на работу специалистов, теперь уже в графе о наличии высшего образования уточняют конкретную специальность, а с претендентом проводится не только собеседование, но и довольно жесткое тестирование – в том числе, это касается и экономистов, и менеджерского звена, и юристов,
– рассказал Царьграду эксперт по рекрутингу Михаил Сапронов.
Фото: Alexey Sukhorukov / Globallookpress
По словам специалиста, зачастую, особенно если человек после вуза долгое время не работал по специальности, его уровень знаний не соответствует тому, что требуется.
«Естественно, речь не идет о медиках, программистах, математиках, химиках и прочих специалистах узкого направления, – продолжает он. – Но ещё пять-семь лет назад было распространено, что принимали на работу любого, лишь бы был вузовский диплом, по принципу: раз отучился в институте, значит умный».
Поэтому в последнее время наблюдается тенденция не на получение второго высшего образования (как правило, это занимает два года), а на прохождение профессиональной переподготовки длительностью в год или даже меньше, что на выходе дает «корочку», с которой можно трудоустроиться.
Перекосы на местах – то есть, по специальностям
Но это только одна сторона медали. Есть и другая – сами высшие учебные заведения также постепенно повышают планки.
Согласно данным мониторинга качества приема в вузы по итогам 2019 года, проведенного Национальным исследовательским университетом Высшей школы экономики, вузов со средним баллом на бюджетных местах 80+ (очень высокое качество) стало 54 против 38 годом ранее; вузов с высоким качеством приема (меньше 80 баллов, но больше 70) – 119 (было 120).
«То есть наблюдается общий рост «зеленой» группы вузов, при этом группа очень высокого качества растет очень быстро – на 42% за год, а вот «просто» высокого качества – ощутимо медленнее», – констатируют эксперты НИУ ВШЭ.
В противоположность этому со 193 до 183-х сократилось количество вузов, принявших в основном «хорошистов» (меньше 70 баллов, но выше 56), а «троечников» – с 45 до 41.
В то же время, растет прием на коммерческое высшее образование с «очень высоким», просто «высоким» и «средним» проходными баллами, а вот так называемая «красная зона» (меньше 56 баллов) сократилась со 121 до 103 вузов.
Фото: Gorodenkoff / Shutterstock.com
Кстати, вот интересное наблюдение: соотношение численности «бюджетных» и «платных» студентов в головных государственных вузах в этом году составляет 62 к 38 процентам соответственно: на бюджетные места в 2019-м зачислены без малого 300 тысяч абитуриентов, на коммерческие – около двухсот тысяч.
Аналитики, однако, отмечают, что по ряду направлений и в самом высшем образовании есть очевидные перекосы: так, допустим, на специальностях «Сельское и рыбное хозяйство», «Транспортные средства», а также технологических направлениях, где очень много бюджетных мест и почти нет платного приема, наблюдалось в целом низкое качество приема. А это говорит об отсутствии должной конкуренции.
Но существует и совершенно обратная ситуация: где мало бюджетных мест и много платных – высокое качество приема. Это, скажем, направления «Востоковедение», «Лингвистика», «Реклама и связи с общественностью». И это тоже говорит о деформации: предложение бюджетных мест искусственно ограничено по сравнению с реальным спросом на них, что ведет фактически к социальному барьеру для получения соответствующих профессий для детей из среднего класса и малообеспеченных семей.
Зато популярные уже много лет массовые специальности, где платный набор явно, в 3-4 раза, доминирует над бюджетным («Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление»), теряют позиции: слишком уж много людей, имеющих такие дипломы, а где им всем найти место на рынке труда?
Как же поступать в вузы, если всё так сложно?
Фото: Africa Studio / Shutterstock.com
Главное, как говорил Карлсон, спокойствие и только спокойствие. Понятно, что если ориентироваться исключительно на те правила игры, которые задают сегодня Минобрнауки и вузы, многим придется действительно развернуться в сторону средне-специального образования и рабочих профессий, тем более если нет возможности поступить на коммерческие места.
Итак, что дает бонусы при поступлении в вузы?
Прежде всего, победы в олимпиадах.
Ежегодно Минобрнауки утверждает перечень олимпиад, которые дают льготы при поступлении – в зависимости от их уровня.
Победители и призеры получают право поступления без вступительных экзаменов в вуз по профильным специальностям (или 100 баллов по ЕГЭ), но нужно, во-первых, подтверждение на едином госэкзамене, во-вторых, следует учитывать, что университеты вправе сами принимать решения о льготах.
Однако надо понимать, что некоторые вузовские олимпиады заточены конкретно под учебное заведение, и в них требуется победа или призовое место исключительно в 11-м классе (раньше большинство допускали наличие победы в 9 и 10 классах).
Значок ГТО – да-да, это тоже бонус. Причем, такое положение установлено приказом Минобрнауки еще от 14 октября 2016-го, в соответствии с которым вузы обязаны учитывать наличие золотого значка при подсчете баллов, что вполне может перевесить чашу весов в вашу сторону. Но каждый – по своей шкале, обычно от 1 до 5 (как правило, максимум преференций значок дает при наборе в физкультурные институты).
Юнармия – участие в движении, созданном по инициативе Минобороны России, тоже дает привилегии, но, как и с золотым значком ГТО, всё зависит от вуза. В руководстве организации минувшей весной рассказывали о договоренностях с более чем двадцатью высшими учебными заведениями. Но подчеркивалось, что будут иметься в виду «личные достижения юнармейцев».
Школы и колледжи при вузах – в том числе, заочные. Конечно, поступая в такое учреждение, выбор уже, получается, сделан. И прибавка обычно составляет 10 баллов. Соответственно, программы обучения рассчитаны на подготовку абитуриентов именно «под себя». Чаще всего, курсы бесплатные, однако некоторые лукаво предлагают внести «добровольный целевой взнос», утверждая, что это – реально «по желанию» и отказ не повлечет за собой никаких репрессий.
Свежие комментарии