Утверждения Наполеона о "Генерале Морозе", которому французская армия проиграла войну, были великой ложью, отмечает колумнист ABC. Холода не были сюрпризом для маленького корсиканца, его подвели стратегические ошибки.
Наполеон пошёл на великую ложь, чтобы скрыть истинную причину поражения в России. По возвращению в Париж в 1813 году, потеряв в войне с русскими сотни тысяч солдат, Бонапарт начал распространять ложную информацию, чтобы спастись от критики со стороны своих противников.
Он утверждал, что более 600 тысяч солдат, погибших на восточном фронте, — это вина не самого Наполеона, а непобедимого врага... "Генерала Мороза"! С таким противником ему не приходилось сталкиваться ранее. По крайней мере, так он написал,
- отмечает автор публикации (цитата по ИНОСМИ).
Но это были лишь оправдания, что подтверждают многочисленные воспоминания очевидцев тех событий. Например, писатель Стендаль сделал такую запись: "Было бы ошибкой думать, что зима наступила рано; напротив, в Москве стояла прекраснейшая погода".
Бонапарта перед вторжением консультировал французский посол в Санкт-Петербурге Коленкур. Дипломат отговаривал Наполеона от войны, обращая внимание на климатические условия, к которым французская армия будет не готова. Дипломат посвятил уговорам целый день, но маленький корсиканец был упрям.
Несколько месяцев Бонапарт изучал различные труды, чтобы понять, когда ему придётся столкнуться с "Генералом Морозом". По всем прогнозам выходило, что не раньше ноября.
Как писал личный секретарь Наполеона Агатон Жан Франсуа Фэн, "он не упустил никакой информации, никаких расчетов в этой сфере, все возможности были перепроверены. Русская зима становится наиболее суровой в декабре.
А в ноябре температура не опускается ниже шести градусов". Если бы Наполеону удалось заставить Россию сдаться до наступления холодов, проблема была бы решена…- говорится в публикации.
Так что утверждение, что холода стали для Наполеона сюрпризом - обман. Он избрал тактику стремительной войны с расчётом на возвращения в зимние лагеря до жёсткого понижения температуры.
Наполеон не ожидал, что его враги будут избегать решающих сражений и, сделав ставку на тактику "выжженной земли", будут все больше отступать, чтобы заставить французов максимально растянуть линии снабжения. Это привело к тому, что наступающие войска остались без продовольствия, а русские не понесли больших потерь,
- отмечает автор колонки.
Сгубила Наполеона самонадеянность. Заняв 15 сентября опустевшую столицу, он решил, что война закончилась и вопрос закрыт. Но город оказался не готов к принятию ста тысяч французский солдат, в итоге уже через пару недель они жгли мебель, чтобы согреться. Русская армия в это время находилась в тылу, в тепле и сытости.
Уже в октябре французы столкнулись с первым снегом, отсутствием продовольствия, подкрепления и надежд на дальнейший успех.
Понимая, что он не может продолжать сражение, Наполеон решил отступить до Смоленска до прихода "генерала Мороза", хотя тогда он уже понимал, что борьба подошла к концу, по крайней мере, на тот момент. 18 октября Наполеон обратился к своим генералам: "Поторапливайтесь, в зимние лагеря нужно попасть меньше, чем за 20 дней". Тогда светило яркое солнце, а холода еще не наступили.
В итоге до Смоленска добрались всего 20 тысяч человек: в пути французов косили начавшиеся метели, эпидемии тифа и нападения казаков. В дальнейшем историки отметят "Роковую непредусмотрительность" Наполеона.
Удлинение линий, вызванное лихорадочным наступлением на Москву, разорвало цепь снабжения, а во время пребывания в российской столице солдат не подготовили к наступающей зимней стуже,
- напишет Хесус Вильянуэва в книге "Французская революция".
Вот так Бонапарт возложил вину за собственные ошибки на суровые погодные условия.
Свежие комментарии