Россия и США активно ведут переговоры и обсуждения потенциального окончания СВО. Пока точно неизвестно, когда конфликт будет урегулирован, но уже можно вынести определённые уроки, которые помогут избежать повторных ошибок. Американская некоммерческая исследовательская организация Research and Development (RAND) объясняет, что Россия вынесла для себя из конфликта и каким образом это повлияет на улучшение нашей армии.
Американская организация считает, что в скором времени произойдут большие реформы в русской армии. Несмотря на то, что конфликт всё ещё не закончился, можно уже выявить слабые места и ошибки, которые требуют серьёзного подхода. Западные эксперты считают, что большую роль в переформировании армии могут сыграть военные союзники Российской Федерации: Китай, Белоруссия и Северная Корея.
Исследователи RAND выявили четыре основных пути реформ в нашей армии. Утверждается, что для исследования были изучены множественные источники: как российские, так и иностранные. Помимо этого, были проведены дискуссии с экспертами из стран участников НАТО:
RAND провели дискуссии с экспертами по России, включая исследователей из аналитических центров, представителей разведки и министерства обороны, правительственных советников в Польше, Эстонии, Литве и Швеции, а также официальных лиц и аналитиков НАТО. Обобщив эти данные, исследователи определили четыре потенциальных пути, каждый из которых представляет собой свой подход к восстановлению, который может быть использован Россией.
Правда, существует одно уточнение - при оценке каждого из потенциальных направлений развития эксперты сделали несколько допущений: СВО закончилась, восприятие НАТО российским руководством никак не изменилось, Россия продолжает сотрудничать со своими ключевыми военными союзниками, а также сохраняется нынешняя территориальная целостность Российской Федерации.
Четыре основные модели, предложенные RAND. ФОТО: Скриншот с сайта www.rand.org
План ШойгуПервый возможный вариант реформирования Вооружённых сил России был назван американскими экспертами в честь прошлого министра обороны РФ. Большую роль в этом плане должны сыграть военные союзники России.
Россия перестраивает свои вооружённые силы по сравнению с их численностью, существовавшей до февраля 2022 года, стремясь увеличить общую численность, учитывая новые угрозы, которые возникли с начала СВО (например, вступление Финляндии и Швеции в НАТО). Усилия по восстановлению сосредоточены на российской армии. Россия осуществляет выборочные качественные инвестиции, что, вероятно, потребует изменений в стратегиях оборонных закупок - в частности, всё чаще ищет поставщиков определённых технологий за пределами России.
Эксперты, консультировавшие RAND, считают, что вероятность реализации плана вполне возможна. Они утверждают, что количественное увеличение теоретически возможно, но качественные инвестиции в рамках плана являются более сложной задачей.
Помимо этого, остро стоит вопрос санкций, которые могут помешать сотрудничеству с иностранными государствами вроде Ирана и Китая. Также эксперты отмечают:
Кроме того, рост промышленного производства не гарантирует повышения эффективности оборонной промышленности. Коррупция влияет на производительность оборонной промышленности, а увеличение оборонного бюджета приводит к увеличению возможностей для коррупции.
Возвращение к старым моделямДанная реформа основывается на состоянии российской армии до реформы Сердюкова от 2008 года:
Россия возвращается к военной модели до 2008 года. В ней делается упор на количество солдат. Качественные инвестиции минимальны, хотя ключевым элементом этого пути является усиление зависимости от российских средств ядерного сдерживания и инвестиций в них. Россия полагается в первую очередь на технологии, которые она может производить внутри страны, без приобретения технологий у союзников.
Американские эксперты считают, что это та модель, которой сейчас руководствуется МО РФ: подавляющая огневую мощь и "массовость". Эксперты, консультировавшие RAND, отметили, что этот план может стать самым приемлемым и Россия сделает ставку на количество:
Российские военные, принимающие решения, умеют превращать количество в качество, поэтому подобная модель может сработать в будущей перспективе,
- отметил неназванный аналитик НАТО.
Как уже было упомянуто выше, ставку сделают на количество, массовость и ядерное оружие. Тут эксперты отмечают Росатом и его интеграцию в другие сферы. Утверждается, что Росатом является "своего рода генератором высоких технологий, которые могут быть переданы в другие отрасли".
Из союзников важную роль будет играть только Белоруссия. В частности, тесное партнёрство страны с Минском приведёт к количественным преимуществам за счёт увеличения российского оборонно-промышленного производства и предоставления потенциального источника дополнительного персонала.
Другой неназванный чиновник НАТО считает, что это единственный путь, по которому может пойти Россия. Он утверждает, что "лично Путин не готов к серьёзным и большим изменениям, поэтому Россия будет полагать на количество".
Коллаж Царьграда
Новая реформа СердюковаРоссия проводит новую "реформу Сердюкова". Основной упор делается не на количество, а качество. Происходят изменения в спецслужбах, возможно использование ЧВК:
Россия делает упор на качественные инвестиции, а не на количественные - это противоположность пересмотру старых моделей. Россия восстанавливает меньшую по численности, но качественно превосходящую армию и проводит масштабные кадровые реформы. Россия уделяет приоритетное внимание развитию и использованию российских разведывательных служб, служб безопасности и военных спецслужб; частные военные компании и другие военные формирования используются более стратегически и лучше интегрируются с вооружёнными силами.
Подобный план идёт в разрез с двумя прошлыми, так как ориентируется на качество, а не массовость. Американские аналитики считают, что подобный план очень маловероятен. Аргументируют они этом тем, что Россия имеет тенденцию полагаться на массовость производства и большую армию. Правда, есть теоретическая возможность проведения частной реформы.
Однако, возможно, будут предприняты попытки внедрить эту модель в отдельных частях российских вооружённых сил путём создания того, что эксперты называют "островками профессионализации".
Большую роль в имплементации плана сыграют технологические возможности Российской Федерации, которые на данный момент ограничены санкциями. Соответственно остро встает вопрос работы с военными союзниками России, которые могут снабдить нас всем необходимым. Способность России к восстановлению путём качественных улучшений будет зависеть от способности страны приобретать и внедрять в действие высокотехнологичный потенциал.
Новая оперативная модельДанный план подразумевает кардинальные изменения и проведение масштабных реформ во всей оборонной сфере. Россия адаптирует военные модели иностранных государств вроде США или Китая:
Россия проводит крупные институциональные реформы в оборонных ведомствах. Чтобы оставаться стратегически конкурентоспособными и актуальными, российские вооружённые силы перестраиваются в соответствии с новой оперативной моделью, которая может адаптировать элементы существующих иностранных. Россия стремится к отборным качественным инвестициям, ищет специалистов со стороны для совершенствования своего операционного искусства и тактики, усиливает свои связи с иностранными государствами для приобретения новых технологий и развития новых стратегических партнёрств.
Западные эксперты заявляют, что нынешняя модель вооружённых сил утратила свою актуальность и требует серьёзных обновлений.
Российские оборонные институты и стратегия должны быть перестроены с нуля.
Лучшим вариантом, согласно мнению исследователей RAND, может стать опыт Штатов или Китая. Конечно, утверждение это крайне спорное, особенно когда речь заходит про военную модель Китая и успешность её функционирования.
В отчёте указывается, что имплементация иностранных моделей практически нереальна из-за консервативных взглядов первых лиц государства.
Россия вряд ли изменит методы ведения войны своими вооружёнными силами.
Ещё одна сложность реализации плана - сотрудничество со странами Запада. Инициатива должна идти с обеих сторон, а учитывая отношения России и Запада можно точно сказать, что это не произойдёт в обозримом будущем. Ко всему, масштабная реформа может говорить о том, что современная армия Россия находится в плохом состоянии и изменения будут означать признания подобной ситуации:
Новая операционная модель стала бы признанием того, что реформа в том виде, в каком они была реализована, и нынешняя российская операционная модель не сработали на Украине.
Какая модель будет реализована в будущем?Западные эксперты однозначно заявляют, что Россия всегда будет отдавать предпочтение количеству: это относится как к людям, так и к технике. Большую роль в будущем сыграют союзники России, особо важно отметить Китай, который обладает колоссальным пластом технологий, которые он мог бы предоставить нам. Американские исследователи сходятся во мнении, что план Шойгу или возвращение к старым военным моделям являются потенциальными вариантами развития вооруженных сил Российской Федерации, два остальных представляют большие и серьёзные реформы, которые требуют масштабных изменений тактик, что может не прижиться у нас. Но, в любом случае, версия родом из США показывает: нас боятся - за нами наблюдают, под нас "выбивают" собственные бюджеты, готовясь к потенциальному столкновению.
Свежие комментарии