
Киберэксперт, занимающийся расследованиями в Сети, прокомментировал новость о месте нахождения семьи.
Прошло больше месяца с тех пор, как семья Усольцевых бесследно исчезла в тайге. Обстоятельства пропажи обросли версиями: одни считают, что они погибли, другие уверены, что инсценировали исчезновение и сбежали.
Но если они живы и скрываются, можно ли их вычислить по цифровому следу? Имеет ли смысл искать пропавшего человека по IP? С этими вопросами aif.ru обратился к экспертам в области киберрасследований. Теоретически — возможно, но есть нюансыIP-адрес — это уникальный идентификатор устройства в сети, который может указать на его примерное местоположение. В деле Усольцевых уже была зацепка — сигнал телефона главы семьи, засеченный на одном из шоссе. Логично предположить, что современные технологии позволяют пойти дальше.
Киберэксперт Игорь Бедеров подтверждает: теоретически найти Усольцевых по цифровому следу реально. Однако, ключевая проблема в том, что IP-адрес сам по себе не возникает из ниоткуда.
— Мы должны быть уверены, что на другом конце провода находится нужный человек. Например, можно написать в социальные сети и вставить специальные "логируемые" ссылки, которые раскроют местоположение при переходе по ним. Другой вариант — проанализировать сетевой трафик при звонке на нужный номер с помощью специальных программ, — поясняет Бедеров.
Эксперт подчеркивает, что IP определяет местоположение устройства, а не человека. Схема проста: сначала нужно установить контакт с разыскиваемым, и только потом искать.
Но здесь возникает тупик: личный телефон Усольцева изъят следователями, домашний компьютер остался в пустой квартире. Нет устройства — нет цифрового следа. А если они и пользуются интернетом, то делают это с чужих гаджетов. Странности в статистике: ажиотаж в ТурцииЕсли Усольцевы скрываются, им наверняка интересно следить за новостями о себе. Это открывает еще одну возможность для поиска — анализ статистики поисковых запросов, например, через Wordstat.
— IP мы с вами не увидим, но страна, из которой человек смотрит новость, будет указана. Допустим, кто-то смотрит из США. Но это может быть любой человек. Или россиянин, который включил VPN, — отмечает Бедеров.
Анализ статистики за последний месяц выявил любопытные аномалии. На фоне запросов из России и других стран резко выделяется Черногория, где индекс интереса к теме Усольцевых на 8 ноября составил 848,77%. Для сравнения, в Красноярском крае, где произошло ЧП, этот показатель равен 565,57%.
Но самое большое открытие — гигантские цифры из трех турецких провинций: Айдын (1372,25%) и Меран (1614,15%). Чем вызван такой ажиотажный интерес к российской семье в Турции, который превосходит даже интерес на родине пропавших? За этими данными может стоять что-то большее, чем просто любопытство. Возможно, кто-то целенаправленно и регулярно мониторит информацию об Усольцевых, перемещаясь между турецкими городами.
Практические препятствия: без вводных данных след теряетсяЕще один эксперт, ведущий программист государственного учреждения Максим, предлагает классический метод: запросить у провайдера информацию о личном IP-адресе семьи, привязанном к их договору. Однако он же указывает на главную слабость этого способа.
— Проблема в том, что семья может скрываться и, в любом случае, уже не пользуется домашним компьютером. Метод определения местоположения через телефон не подходит, ведь смартфон Усольцева нашли на трассе. Человек с помощью разных технологий может поменять страну или регион нахождения. Поэтому пока надежных способов поиска я не вижу, — констатирует специалист.
ВыводТаким образом, несмотря на весь арсенал цифровых инструментов, найти Усольцевых будет крайне сложно. Эксперты не могут вести поиск без исходных данных, а имеющиеся зацепки, такие как аномальная статистика из Турции, порождают больше вопросов, чем ответов. Пока единственными, кто может дать эти ответы, остаются правоохранительные органы, а цифровой след семьи, увы, теряется в лабиринте всемирной сети.
Свежие комментарии