
Турция продолжает предъявлять Армении те же предварительные условия, которые выдвигались два десятилетия назад, хотя сейчас они преподносятся в иной «обёртке» и сопровождаются оптимистическими заявлениями представителей Еревана и Анкары. Такую позицию в беседе со Sputnik Армения изложил востоковед, тюрколог, доктор исторических наук Ваграм Тер‑Матевосян.
Ранее глава парламентской комиссии по внешним отношениям Саркис Ханданян на саммите Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Стамбуле выразил надежду, что переговоры вскоре приведут к позитивным результатам в процессе нормализации армяно‑турецких отношений.
По оценке Тер‑Матевосяна, заявления руководителя делегации армянского парламента Саркиса Ханданяна и главы турецкого МИД Хакана Фидана указывают на то, что позиция Анкары не претерпела принципиальных изменений. Турция по‑прежнему выдвигает предварительные условия к Армении. По мнению эксперта, эти условия получили новую форму и содержание, но по сути остались прежними.
Востоковед отмечает также, что официальная позиция Еревана вызывает непонимание как среди граждан Армении, так и в аналитическом сообществе. По его мнению, власти Армении должны публично и чётко озвучить свою позицию по переговорам с Турцией.
В связи с неясностью позиций армянской стороны Тер‑Матевосян сформулировал три ключевых вопроса:
1. Если речь идёт о разблокировке армяно‑турецкой границы, то какой именно участок будет открыт в первую очередь и в каком режиме — круглосуточно (24/7), по графику или по запросу? Сам эксперт склоняется к мнению, что в первую очередь откроют отремонтированный в последние годы КПП «Маргара», а ж/д‑переезд «Ахурик» откроется позднее.
2. Ведутся ли переговоры об установлении дипломатических отношений между Ереваном и Анкарой, учитываются ли при этом итоги Цюрихских переговоров 2009 года.
3. Будут ли обсуждаться вопросы, касающиеся Геноцида армян 1915 года, или армянская и турецкая стороны договорились следовать формуле «нормализация отношений сейчас, примирение — потом».
Тер‑Матевосян констатирует, что можно долго рассматривать скрытые и явные требования Турции к Армении. Однако, если речь идёт о разблокировке границы на условиях, озвученных в июле 2022 года, то, по его мнению, Армении следует дать однозначный ответ «Нет!». Тогдашние реалии существенно отличались от нынешних и от тех, которые могут сложиться в 2026 году. В частности, если в условиях 2022 года предполагалось открытие границы для граждан третьих стран, владеющих дипломатическими паспортами, то сейчас открывать границу с такими оговорками, по мнению востоковеда, не будут.
«По сути, в процессе нормализации отношений Ереван—Анкара ситуация остаётся такой же, какой она была и два года, и десять‑двадцать лет назад. То есть Турция продолжает выдвигать условия, и вопросы, которые возникали пять‑десять лет назад, остаются актуальными, пусть и с некоторыми изменениями в формулировках и расстановке акцентов. Вокруг этих вопросов ещё долго не будет ясности. Однако желательно, чтобы правительство Армении чётко разъяснило общественности свою позицию по этим вопросам», — подчеркнул Тер‑Матевосян в интервью Sputnik Армения.
По мнению тюрколога, отношение Турции к Армении имеет многослойный характер, и заявления вроде того, что открытие границ зависит от армяно‑азербайджанской нормализации, являются лишь одним из слоёв, скрывающих более глубокие факторы.
«Мы ещё в 2008 году говорили, что утверждения Турции, будто Арцахская проблема — препятствие в нормализации армяно‑турецких отношений, — лишь видимая часть айсберга. На самом же деле Турция придаёт этим отношениям гораздо более глубокое значение. В дипломатическом и геополитическом плане Анкаре очень удобно обусловливать всё Арцахским вопросом или армяно‑азербайджанскими отношениями. Но в реальности для Турции существуют гораздо более серьёзные геополитические вопросы, в том числе фактор России», — сказал востоковед.
Он также добавил, что, учитывая сложность турецкой внешней политики, властям Армении следует расставлять критические акценты в переговорах с Анкарой. Пока же, по наблюдениям эксперта, с армянской стороны звучат лишь заявления о «медленном укреплении взаимного доверия», о «реальной Армении», о том, что в Геноциде армян виноват СССР, и что «антитурецкие настроения были спровоцированы КГБ».
По мнению Тер‑Матевосяна, позиция Еревана должна быть сформулирована так, чтобы у турецкой стороны не сложилось впечатление о смене системы ценностей в Армении и о том, что это отражает общественно‑политические настроения внутри государства. Эксперт отмечает, что это деликатный, требующий смелости и инициативы процесс, который потребует значительной работы как от нынешних властей Армении, так и от последующих правительств, учитывая масштабные амбиции и геополитические планы Турции.
Свежие комментарии