На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 385 подписчиков

"Роснефть" оценила на ПМЭФ удар пандемии по рынку нефти. Выход есть?

Мировой рынок нефти – это рынок возможностей к существованию современной экономики. Сложно себе представить более важного и нужного ресурса для международных экономических связей, чем нефть. Эта важность "чёрного золота" и сыграла с рынком злую шутку в 2020-м году с началом мировой пандемии: нефть и нефтепродукты слишком нужны всему миру, чтобы кризис не ударил, в первую очередь, именно по нефтяному рынку.

ПМЭФ, разумеется, не мог обойтись без обсуждения на авторитетном уровне вопросов "ковидного" кризиса на рынке нефти. В четвёртый день форума ей была посвящена Энергетическая панель "Трансформация мировой энергетики". Рынок нефти и без того в последние годы серьёзно трансформируется (вспомним хотя бы сланцевую революцию имени Дональда Трампа в США, сделавшую в моменте Америку лидером по экспорту "чёрного золота"), а в прошлом году рынок получил удар, от которого не может оправиться и по сей день.

Игорь Сечин представил на Энергетической панели доклад "Мировая энергетика на распутье". Сама формулировка уже содержит основной смысл: мы, действительно, стоим на распутье, да к тому же ещё и в условиях той самой трансформации. Где же наши опорные точки в этой экономической "невесомости", что делать в условиях глобальной нестабильности и есть ли свет в конце тоннеля?

"Мы уже неоднократно обсуждали с вами вопрос о влиянии рисков нестабильности на мировые рынки. Но невозможно было представить, как скоро и откуда появится очередной "черный лебедь" с такими последствиями — если раньше основными рисками мы считали перепроизводство, недостатки регулирования, односторонние санкции, то сейчас эти факторы оказались второстепенными по отношению к универсальной "беде"", — заявил в своём докладе Игорь Сечин.

Ключевым фактором стало снижение экономической активности во всём мире. Шутка ли — пригвоздить к земле 60% мирового авиапарка, который являлся одним из основных потребителей топлива. Но не во всех странах локдауны были одинаковыми, и не все государства одинаково быстро стали восстанавливаться. В своём докладе Сечин заметил, что сначала изменился характер мер поддержки экономики по странам, а затем впереди замаячила вакцинация как символ будущей надежды.

"Появление вакцин породило надежду на создание коллективного иммунитета и иллюзию быстрого выхода из кризиса. Однако масштаб пандемии и способность вируса мутировать, появление новых штаммов были недооценены всеми. Ожидания по быстрой локализации пандемии не оправдались", — констатировал глава "Роснефти".

Создавшиеся для рынка нефти проблемы он охарактеризовал как "драматические", так как риски, связанные с пандемией, добавились к уже существующим — судебным вмешательствам в отрасль, сжатию регуляторных тисков в разных странах, переориентации на "зелёную" энергетику. Кроме этого, негативный вклад внесло и коренное изменение роли миноритарных институциональных инвесторов, оказывающих влияние на направления развития целых отраслей промышленности.

При этом одной из главных проблем стала регионализация, заменяющая собой глобализм. Ведь многие экономисты и политэкономисты признают: мы вступили в эпоху деглобализации, которая характеризуется отказом от глобального подхода в пользу национального или регионального. Сюда же можно добавить и ставшие модными протекционистские меры, сокращающие объёмы мировой торговли.

"Каждая страна ищет свой путь, в том числе путь выхода из пандемии", — отметил Сечин, указав на основные проблемы. — Это долг, безработица, растущее социальное неравенство и другие, и пандемия лишь обострила их".

Так как деглобализация и переход к многополярному миру — это реальность, важно научиться жить в новых условиях, считает глава "Роснефти".

"Чем дольше продлится пандемия, тем более сильные признаки регионализации мы увидим. При этом важно избежать конфронтации, обеспечить конструктивный диалог, не допуская непродуктивного расходования огромных средств на то, что приводит к выпуску "пушек вместо масла"", — сказал Сечин.

Что нужно для выхода из кризиса?

Однако ПМЭФ — это не только место, где участники мировой экономической деятельности могут собраться вместе и поделиться проблемами. Очень важен путь преодоления кризиса. Ведь чего толку говорить о проблемах, не предлагая их решения? А Игорь Сечин — это один из ведущих мировых руководителей в нефтяной отрасли, к мнению которого привыкли прислушиваться и зарубежные "воротилы" нефтяного бизнеса.

В докладе Сечин заметил: страны, успешно противостоящие пандемии и сумевшие минимизировать негативные последствия для экономики, получат конкурентное преимущество. И правда, вряд ли сейчас могут быть какие-либо другие способы выхода из ситуации, ведь пандемия оказалась гораздо могущественнее, чем мы думали.

"Именно пандемия и ход борьбы с ней предопределила, в конечном итоге, исход выборов в США. В ближайшем будущем мы увидим ее влияние на смену политических элит и в других странах", - считает Сечин.

Что же касается лидеров в противостоянии пандемии, то им оказались вовсе не США, как поначалу думали многие. Лидером оказался Китай. Власти Поднебесной оперативно оценили спектр экономических проблем, связанных с пандемией, и стали вкладывать деньги в реальное производство. Итог: в конце 2020 года рост ВВП страны составил 2,3%, и уже в 2021 году он может вернуться к докризисным уровням.

"Примером динамичного выхода из кризиса в масштабах отдельной страны стал Китай, сделавший акцент на восстановлении реального сектора экономики", — отметил Сечин.

С Китая пример взяла ещё одна страна из числа лидеров по потреблению нефти — Индия. По прогнозу МВФ, в ближайшие 5 лет ВВП Индии будет в среднем расти на 7,7% в год, а ВВП Китая – на 5,8%. Востребованность энергоресурсов в этих странах также будет расти опережающими темпами, уверен Игорь Сечин.

Пока нам сложно себе это представить, но из-за действий властей Индии по повышению доступности энергии для каждого жителя страны, это государство вскоре станет новым мировым драйвером спроса на энергоресурсы. Сечин уверен, что премьер Индии Нарендра Моди грамотно ориентирует энергетическую политику государства, сделав ставку сразу на несколько направлений, предполагающих развитие возобновляемой энергетики, биотоплив, газа, технологий более чистого использования нефти и угля, а также перехода к новым источникам энергии, включая водород.

"Обращаясь к упомянутому Нарендрой Моди образу Индии как летящей ввысь колесницы Бога Солнца, можно смело утверждать, что развитие экономики Индии будет существенно влиять на облик мировой энергетики", — подытожил Сечин.

Идти верной дорогой

Таким образом, противостоять кризису и можно, и нужно. Но нельзя считать, что следует оставить всё как есть, ожидая, что рынки сами по себе восстановятся. Упомянутая Сечиным стратегия, предполагающая инвестиции в реальный сектор, — это серьёзное подспорье для преодоления коронакризиса.

Вместе с тем, пандемия дала нам ещё один большой урок. Мы слишком расслабились, понадеявшись на стабильность, предсказуемость рынков. Мы посчитали, что нам нужно просто время от времени проводить встречи в рамках ОПЕК+ и спокойно балансировать спрос и предложение. Тогда, думали мы, ситуация на мировых рынках будет управляемой, а инвестиции — стабильными. Но получается, что "черный лебедь" прилетел тогда, когда мы были к этому не готовы. И теперь настала новая нормальность, в которой нам ещё только предстоит научиться жить.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх