Вместо "версии Урганта" – "версия Миронова". В Москве возродили классический спектакль Театра Сатиры. Постановка "Бешеные деньги" снова предстала в традиционном виде, без "творческих экспериментов" с известным шоуменом.
Московский академический театр Сатиры в последние годы был в столичной культурной жизни источником преимущественно негативных новостей.
Известия о глубоком кризисе внутри театра стали поступать ещё активнее с марта 2024 года, после смерти Александра Ширвиндта. Да, знаменитый артист ушёл с поста худрука Театра Сатиры в 2021-м, однако до последних дней жизни продолжал занимать пост президента учреждения. После его кончины негативные новости посыпались как из рога изобилия: критическая ситуация с посещаемостью, отсутствие новых творческих успехов, раскол внутри труппы, систематические нарушения Трудового кодекса и сокращения зарплаты сотрудников…
Поэтому состоявшееся в июне назначение на пост худрука Театра Сатиры Евгения Герасимов вряд ли кого-то удивило – перемены в одном из самых популярных театральных заведений Москвы назрели.
И вот спустя менее полугода пребывания Герасимова на своём новом посту общественность констатирует позитивные изменения в жизни Театра Сатиры. Так, в репертуаре появились не только новые спектакли (в ноябре должна состояться премьера постановки "Игроки" по сочинению Николая Гоголя), но и получили новую жизнь классические для этой сцены произведения.
Речь идёт прежде всего о комедии "Бешеные деньги" по одноимённой пьесе Александра Островского. У этого спектакля насыщенная история в Театре Сатиры. В 1981 году состоялась премьера в постановке знаменитого советского актёра Андрея Миронова, который не только попробовал свои силы в режиссуре, но и сыграл главную роль. Затем постановка была "поставлена на паузу" и возрождена лишь в 2013-м, однако в последние годы "Бешеных денег" как "устаревшего" спектакля в репертуаре не было.
Осенью 2024-го Евгений Герасимов не только в очередной раз возродил спектакль, но и представил его зрителю в максимально приближенном к "мироновской" версии виде. На это обратил внимание телеграм-канал "Бахрушинский музей", представив тому наглядные фотосвидетельства.
Характерно, что позитивные изменения в жизни Театра Сатиры отмечают даже либеральные представители московской культурной среды. Так, угодивший летом текущего года в скандал с вечером памяти русофоба Римаса Туминаса директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок приветствовал действия Евгения Герасимова – "Я вижу первые шаги, которые были очень важными и для театра и для всего театрального сообщества… Отрадно видеть, что Герасимов чтит и оберегает традиции своего учреждения".
Примечательно, что новый худрук Театра Сатиры вернул на сцену спектакль "Бешеные деньги" именно в его традиционном, полюбившемся зрителю ещё в "доельцинские" времена, варианте. Ведь ещё не так давно пьеса Островского была "материалом для экспериментов" либеральных театральных кругов. Так, в столичном Театре имени Пушкина с 2010 по 2013 годы "Бешеные деньги" шли с шоуменом и телеведущим Иваном Ургантом в главной роли. Причём это подавалась как "новаторство" и "оригинальное творческое решение".
Напомним, что назначение Евгения Герасимова на пост руководителя Театра Сатиры выглядит не как экстренное привлечение "кризисного менеджера", а как один из признаков формирования новой системы регулирования театральной жизни со стороны государства. Герасимов сохранил свою прежнюю должность худрука Театра на Малой Ордынке, а одновременно с ним совмещать руководство несколькими театральными труппами стали Константин Богомолов (два учреждения) и Владимир Машков (четыре заведения).
По мнению обозревателя Царьграда Александра Бабицкого, перед нами:
Отход от типично либеральной схемы "пусть растут все цветы и существует неограниченное число театров". Сложилась абсурдная ситуация: появились либеральные площадки, занимающиеся, по сути, антигосударственной пропагандой на государственные деньги. Один из способов изменить ситуацию к лучшему — создать под управлением доказавших свой профессионализм театральных руководителей (Машков, Герасимов, Богомолов и ряд других фамилий) крупные узловые структуры из нескольких театров, сцен и трупп.
Свежие комментарии