На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Царьград

6 384 подписчика

Свежие комментарии

  • sylpfide sylpfide
    Позор. То министров, то зам министров арестовываю. Теперь помощника Губернатора. В цивилизованных странах подают в от...Арестована советн...
  • Eduard
    Это незаконно и основания незаконны.Подайте в суд на Правительство Финляндии и на триллионы евро осудите!Власти Финляндии ...
  • сергей отказ от доллара и срочно
    найти кто это приказал сделать и с волчьим билетом выгнатьРепортаж о Путине...

Климат: Жаркими становятся не только дебаты

В конце июля в журнале PLOS Medicine было опубликовано исследование международной группы ученых. Специалисты утверждают, что изменение климата в нынешнем столетии в разы увеличит количество жертв аномальной жары, особенно в тропических и субтропических странах. Климатологи прогнозируют, что продолжительные периоды аномально высоких температур (heatwave) станут более частыми и более суровыми.

Если люди не смогут адаптироваться к будущим климатическим изменениям, смертность из-за аномально высоких температур вырастет, прежде всего, в тропических и субтропических странах и регионах, тогда как в Европе и США рост смертности будет меньше. Чем больше будут выбросы парниковых газов, тем выше будет смертность людей от аномальной жары в будущем. Однако рост смертности замедлится, если люди примут меры по адаптации,

- пишут авторы исследования.

Аномально высокие температуры серьезно вредят и жителям России. Главный в России специалист по влиянию климата на здоровье Борис Ревич из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН в своей статье в журнале Epidemiology отмечает, что московская жара 2010 года и загрязнение воздуха от природных пожаров вызвали не менее 11 тысяч преждевременных смертей, в основном среди пожилых.

Фото: www.globallookpress.com

Влияние жары на уязвимых пожилых и имеющих хронические заболевания людей очевидно. Но многие не видят здесь связи с глобальным изменением климата и продолжают утверждать, что так называемый парниковый эффект – это миф, а ураганы, жара, резкие перепады температур – это явления, которые происходили и раньше. Мол, даже Пушкин писал про снег в январе.

О том, что Земля превращается в гигантский парник, ученые заявляли почти 150 лет назад. Еще в конце XIX века лауреат Нобелевской премии, шведский физик и химик Сванте Аррениус выдвинул гипотезу: углекислый газ поглощает тепловое излучение, значит, чем больше его в атмосфере, тем теплее становится на Земле. Действие парникового эффекта аналогично действию стекла или пленки в парнике, отсюда и название «парниковый эффект».

Сегодня климатологи говорят – разногласий среди специалистов по климату о том, есть ли вклад человека в глобальное потепление или нет, не существует. В научной литературе они все однозначно подтверждают, что он есть. Однако существуют разные мнения, например, насчет того, будет ли океан поглощать в дальнейшем углекислый газ в больших объемах или нет. Ученые спорят о том, как именно будет таять Арктика или Гренландия. Но никаких сомнений в том, что к концу XXI века человечество столкнется с большим количеством проблем из-за изменения климата, у специалистов по климату нет. Никто из них не сомневается и в том, что и человеку нужно сокращать свой вклад в эти изменения. 

Коварные три процента

Если эмиссии парниковых газов происходили на планете сотни миллионов лет, как говорят ученые, то что же изменилось? С активным развитием промышленности выбросы этих газов, прежде всего углекислого, увеличились примерно на три процента. С точки зрения планеты, это изменение - капля в море. Но для человека это уже серьезно.

Температура приземного слоя атмосферы у нас сейчас примерно 14 градусов, а было бы минус 19, если бы не было парникового эффекта. Человек ни в коем случае не создал этот эффект, он его немного усилил. И это экспериментальный факт, подтвержденный изотопным анализом, очень точным и надежным,

- прокомментировал ситуацию Царьграду известный климатолог Алексей Кокорин, директор программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы (WWF).

30 июля 2018 года. Греция. Последствия разрушительного лесного пожара в Афинском регионе Кинета. Фото: www.globallookpress.com

Говоря об изменениях климата, некоторые оппоненты климатологов упоминают лишь об атмосфере, но ведь главный элемент нашей климатической системы – это океан, он сверхдоминирующий. И температура его поверхностных вод растет! А человек живет на суше, далеко не главном элементе климатической системы. Поэтому кто-то, вероятно, недоумевает: где же потепление, если в мае все почки на деревьях замерзли!?

Все гораздо сложнее, чем монотонное повышение температуры. Верхние слои всех океанов прогреваются. А как на это реагирует атмосфера? Да еще и в каком-то конкретном месте, в Москве, например, в конкретный период? Это вопрос взаимодействия океана с атмосферой. Может произойти и похолодание. В общем, человек немножко подталкивает те климатические изменения, которые были, есть и будут. Но это «немножко» очень часто принимает серьезный масштаб, и мы это видим на себе,

- поясняет Алексей Кокорин.

По данным Росгидромета, за последние 20 лет число опасных метеоявлений возросло в России примерно в два раза. Их сейчас 550 примерно, а 20 лет назад было в два раза меньше. При этом первые места занимают аномальные температуры, штормовые ветра и аномально сильное выпадение осадков.

По мнению ученых, последние московские ураганы тоже, скорее всего, связаны с изменениями климата на глобальном уровне. При этом, конечно, не стоит считать, что каждый порыв ветра имеет такую причину.

Происходит «раскачка» климатической системы. В Москве мы, конечно, не ожидаем тропический тайфун. Будут те же явления, что и раньше, но чаще. То, что раньше было раз в 50 лет, теперь происходит раз в 20 лет, а то, что было раз в три года, теперь - фактически каждый год»,

- уточнил Кокорин.

По сценарию

В докладе авторитетной Межправительственной группы экспертов по изменению климата (в публикациях которой в том числе указываются современные тенденции изменения климата и даются прогнозы) говорится о четырех возможных сценариях развития ситуации. Самый худший из них, согласно которому выбросы парниковых газов в атмосферу будут неуклонно расти, как считают специалисты, уже не будет реализован. А если все пошло бы по этому сценарию, и выбросы парниковых газов в атмосферу в результате деятельности человека не удалось бы стабилизировать, пришлось бы, например, вырубить все деревья в Сибири, чтобы исключить пожары. А многие острова в Тихом океане просто бы смыло. Такой сценарий грозил бы частыми тайфунами, штормами, чудовищной засухой в Азии и Африке.

По другому сценарию, в случае, если выбросы парниковых газов очень быстро пошли бы вниз, все было бы гораздо лучше. Но это, увы, уже гипотетическая история. Истина, конечно, как всегда, посередине.

Но как бы ни развивалась ситуация дальше, некоторые островные государства, например, тихоокеанское Кирибати, уже обречены. Некоторые засушливые территории, например, часть африканских стран к югу от пустыни Сахара, даже по минимальному сценарию тоже со временем станут безлюдными.  

Среди наиболее явных последствий глобального потепления – сокращение запасов пресной воды. В одном из самых известных документальных фильмов на эту тему под названием «Шесть градусов, которые могут изменить мир» рассказывается история фотографа из Индии. Ему удалось зафиксировать ежегодное сокращение ледников в Гималаях. А ведь эти ледники питают одну из самых известных рек мира - Ганг, которая дает воду миллиарду индусов.

А в России отмечается миграция опасных насекомых на территории, где раньше они никогда не водились. Например, в Архангельской области зарегистрирован клещевой энцефалит, которого еще в 80-е годы прошлого века там не было. В 2006 году смертность от этого заболевания достигла пиковых значений, по сравнению с другими регионами, где распространен энцефалит. Сейчас ситуация стабилизировалась.

Что может сделать Россия, чтобы подкорректировать мировой климатический сценарий? Ученые говорят: прежде всего, нужно повысить эффективность выработки и потребления энергии.

В России энергетическая система крайне устарела. Установленная мощность всех станций у нас - около 235 ГВт. В пике используется 155, никак не больше. Необходимо ее оптимизировать. А это закрытие устаревших энергоблоков и угольных станций. Это все комплексные задачи. К тому же, чтобы оптимизировать, нужно уметь перебрасывать большие потоки энергии туда, где есть спрос. И, наконец, необходимо научиться снижать энергопотери, – рассказал Алексей Кокорин. – Если решить эти задачи, которые важны для экономики страны, у нас автоматически снизятся выбросы парниковых газов.

Конечно, Россия не является самым крупным эмитентом парниковых газов в мире. Китай, Индия и США значительно опережают нас. Однако это, считают специалисты, разумеется, не означает, что  уделять отдельное внимание разумному снижению эмиссий в России не нужно. Ведь планета – единый организм, и где, и как аукнется чья-то безалаберность - неизвестно.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх