"Кто в гости, кто гулять"…
Родители! Срочно забрать детей из школы! В наше учебное заведение поступила информация о минировании,
– такие сообщения заполонили в последние два дня родительские чаты по всей стране.
И папы и мамы, отпрашиваясь и срываясь с работы, мчались за своими чадами, чтобы отвести их домой.
Со слов моего 7-летнего сына можно понять: паники не было. Примерно в середине первого урока по классам дали команду заканчивать уроки, по очереди все выходили. Но уже в раздевалках торопить начали. Некоторые дети выскакивали, застёгиваясь на ходу, кое-кто и переобувался на морозе. Но старшие ребята так вообще обрадовались – красота, уроки отменили. Кто в гости, как дочка моей знакомой, кто гулять. А вот с младшеклассниками – проблема, они-то сами не дойдут, их довести до двери надо. Плюс покормить да занять чем-то,
– рассказала Царьграду Наталья Г. – мама первоклашки одной из школ Екатеринбурга, попавшего под раздачу "минёров" в минувшую среду, 12 января.
Примерно то же самое происходило в Архангельске, Саратове, Самаре, Тюмени; угрозы поступили в Москву, Санкт-Петербург, Тулу, Красноярск, другие города.
Рассылка по электронной почте была беспорядочная – и непосредственно в учебные заведения, и в различные структуры власти, но вполне конкретная. Правда, по нашим данным, не везде о получении такого письма знали непосредственно сами школы – у некоторых письма из-за сортировки неизвестных адресов почтовым сервисом попали в спам.
Текст практически везде похож, с небольшими корректировками касательно непосредственно самого объекта (помимо школ "минировали" суды, торговые центры, администрации):
Буду краток. Я и моя банда заложили тротил более чем в NN школ по всему городу. У нас есть оружие и патроны. Вовремя угадать вовремя, что это за школы. Тик-так, тик-так, тик-так. СЕГОДНЯ!!!
Или:
Ваша школа заминирована. Я всех вас ненавидел. Сегодня вы почувствуете мою ненависть на себе. Вам конец. Я взорву школу. Вы все умрёте.
Что примечательно: как стало известно Царьграду, практически во всех адресах отправителей значились цифры "666".
"Мало ли какая сволочь решила устроить кошмар?"Вообще-то анонимные звонки (письма по электронной почте) о минированиях поступают с незавидной регулярностью и именуются в Уголовном кодексе "Заведомо ложное сообщение об акте терроризма". То школяр на контрольную идти не захотел, то ревнивый муж решил припугнуть жену, вздумавшую улететь к любовнику, то кореша затеяли процесс урки в суде сорвать, то пьяница бутылку до одиннадцати вечера прикупить не успел, то... в общем, много чего бывает.
Каждый раз, естественно, как того требуют меры безопасности, проводится оцепление территории, на место выезжают экстренные службы – полиция, скорая, МЧС, в помещение (или на улице, не суть) заходят кинологи с собаками, натасканными на поиск взрывчатых веществ, поднимаются сотрудники взрывотехнической службы.
На проверку каждого объекта уходит от 15 минут до часа (в зависимости от площади, конечно), задействуются в сумме 40-50 человек, те, кто должен в это самое время спасать жизни: выезжать по вызовам к больным, тушить пожары, патрулировать улицы, раскрывать преступления – словом, много чего делать нужного, важного и зачастую неотложного. А они вынуждены заниматься вот такими проверками, в принципе, практически наверняка и заранее зная, что никакой бомбы не найдут.
Бывший оперуполномоченный угрозыска Сергей Котов поясняет:
Всегда есть "но", которое называется "мало ли какая сволочь и впрямь решила устроить кошмар". И это обстоятельство заставляет нервничать всех, от патрульного в оцеплении до ответственного за операцию, каждый раз, когда поступают такие угрозы. Россия слишком хорошо помнит теракты в Москве, Питере, Волгограде, Владикавказе, Волгодонске, других городах. Да, там не было звонков. Там был эффект неожиданности. Однако где гарантия, что очередной "бухарик" или студент с поехавшей крышей и впрямь не собрался что-то взорвать, кому-то отомстить, кого-то убить?
Тем более после звонков периодически действительно обнаруживают подозрительные предметы.
Но обнаруживают и злоумышленников. Против них возбуждают уголовные дела. Некоторых даже сажают. И заставляют возмещать ущерб.
Для понимания: вызов на проверку по сообщению о заложенном где-то взрывном устройстве обходится от 45 до 120 тысяч рублей – в зависимости, опять же, от количества задействованных сил и средств. И это не считая прямого финансового ущерба, если в качестве объекта был выбран, скажем, торговый центр, где потери простоя могут исчисляться многими миллионами.
Только это разовые, что называется, акции – буйнопомешанных, хулиганов, неврастеников и так далее.
"Минёры" отправляли письма с серверов Украины, Польши и ПрибалтикиСовсем иное дело – целенаправленные массированные атаки, которые предпринимаются конкретно с целью дестабилизировать обстановку в стране, выбить власти из колеи, посеять панику среди населения и так далее.
По примеру той, что прокатилась волной в последние несколько дней.
Как сообщил Царьграду источник в спецслужбах, ещё 8 января поступили сообщения о минировании всех аэропортов столицы и посольств Армении и Белоруссии, но там всё было предельно ясно: как гласил текст угрозы, разосланной в разные инстанции, взрывы раздадутся в случае, если страны ОДКБ не выведут миротворческие войска из Казахстана, где в начале года произошли массовые беспорядки.
Но после недолгого затишья, в понедельник 11 января, днём, когда ситуация в Казахстане, в общем-то, уже стабилизировалась, неизвестные разослали письма о минировании Мосгорсуда и двенадцати районных судов, затем "прилетели" оповещения о заложенных взрывных устройствах в прокуратурах, следственных изоляторах, торговых центрах, школах, логистических центрах Москвы и Подмосковья. В совокупности – десятки угроз, из-за которых пришлось эвакуировать порядка пяти тысяч человек.
12 января под удар кибертеррористов попали Екатеринбург, где "заминировали" 151 школу, Санкт-Петербург, в котором предупредили о наличии свыше четырёхсот бомб, заложенных в учреждениях ФСИН, судах, магазинах, Ростов-на-Дону с заявлениями о взрывных устройствах в судах (на следующий день в Ростовской области также пришлось эвакуировать учебные заведения), Архангельск, куда поступили письма о минировании администрации и арбитражного суда.
Далее – Новосибирск с угрозой взорвать суды и Красноярск – с минированием ТРЦ. Архангельск, Саратов, Самара, Тюмень и ряд других городов – сообщения о бомбах в школах.
По словам источника Царьграда в спецслужбах, уже удалось установить конкретные локации, откуда велась рассылка, и отчего-то кажется, что, озвучив их, мы мало кого удивим.
Три основных точки – из Украины, Польши и Прибалтики. Основная доля приходится на украинские серверы, в меньшей степени – Латвия, Литва, Эстония, ещё некоторая часть – польские IP-адреса. Конечно, все они частные. Но есть оперативная информация, есть аналитические выводы, что все такие атаки, с одной стороны, тщательно спланированы, с другой – проводятся по совершенно определённому сценарию, как в шахматной партии, и под конкретные события,
– объясняет собеседник.
Уязвлённое самолюбие: Сделать пакость сильному соседуВ этот раз атака кибертеррористов с очень большой долей вероятности связана с фактическим провалом переговоров в Брюсселе на заседании совета Россия – НАТО, считают источники Царьграда в силовых структурах.
А этому предшествовала, прямо скажем, малопродуктивная дискуссия по гарантиям безопасности с США. И там, и там краеугольным камнем была Украина.
Но, что характерно, Незалежная фигурировала не в качестве самостоятельного игрока, а в привычной для неё, в последнее время особенно, роли разменной монеты – плацдарма для Североатлантического альянса у наших границ, чего мы, естественно, не желаем и не приемлем, а американцы и их европейские партнёры, напротив, очень хотят.
И роль эта – не просто неприглядная, а совершенно уничижительная. НАТО и американцы, разумеется, встали, по давней традиции, в позу "мы сами решаем, кого принимать в наш альянс", однако вполне очевидно, что в обозримом будущем этого не случится: не тянет Киев на равноправного члена организации, и всё тут. Даже своё же обещание "не обсуждать Украину без Украины" Штаты легко нарушили – походя.
И в Незалежной быстро поняли, что, по сути, им ничего не светит – десять лет муссируется тема, а никакого продвижения нет.
Зато стало ясно, что позиция России остаётся прямой и жёсткой: деэскалация напряжённости вокруг Украины возможна, но – при обязательном выполнении условий (отказ от расширения НАТО оставляем в скобках, как само собой разумеющееся).
Прежде всего необходимо принудить власти в Киеве к полному и безусловному выполнению Минских соглашений, которые являются частью международного права в результате принятия резолюции 2052 Совбеза ООН. Будут Минские соглашения выполнены – не будет никакой угрозы ни безопасности Украины, ни её территориальной целостности,
– заявил замминистра иностранных дел России Александр Грушко, глава нашей делегации на переговорах с США.
Чуть позже во внешнеполитическом ведомстве спокойно так уточнили: "Если НАТО перейдёт к политике сдерживания – мы ответим контрсдерживанием, если выберут устрашение – ответим контрустрашением".
Словом, причины обидеться и подгадить у Киева имелись.
Не думаю, что этим занимаются серьёзные спецслужбы – просто понимая, что может быть симметричный ответ, и не факт, что там справятся с подобным явлением – у нас уже все технологии освоены. А вот неадекватные структуры, в том числе государственные, вполне могут такое устроить. Тем более что на Украине полно русофобских организаций и групп, способных на глупые выходки – из принципа просто сделать пакость, чтобы хоть немного навредить большому и сильному соседу,
– считает генерал-лейтенант запаса Александр Михайлов, бывший оперативник 5-го управления КГБ СССР (политическая контрразведка), возглавлявший затем центр общественных связей ФСБ России и управление информации МВД.
По его мнению, задача наших компетентных органов – во-первых, не просто вычислить сервер, с которого велась атака, но дистанционно разрушить его, а во-вторых, разработать алгоритм блокировки таких угроз.
Атаки украинских "инфопсихов"Источники Царьграда в силовых структурах между тем полагают, что за рассылкой страшилок о готовящихся терактах в городах может стоять один из Центров информационно-психологических операций в составе Сил спецопераций (ЦИПсО ССО) ВСУ или СБУ (есть ещё аналоги в группировке Объединённых сил на Донбассе и при ряде ведомств, подчинённых правительству Незалежной).
Таковых – четыре. 16-й ЦИПсО базируется в Житомирской области (Гуйва), 72-й – в Киевской области (Бровары), 74-й – во Львове, 83-й – в Одессе. Численность личного состава в каждом из них – около полутора сотен человек, в основном офицеры.
В составе Службы безопасности Украины тоже четыре таких центра – при департаментах контрразведки, оперативно-технических мероприятий, защиты национальной государственности и управления спецсвязи.
Впрочем, и тех, и других, и третьих (условно гражданских) "инфопсихов" курируют американские спецслужбы.
В принципе, это абсолютно идентичные по методам работы подразделения, но сейчас, по оперативным данным, действовали или 74-й львовский центр, или тот, что входит в департамент оперативно-технических мероприятий СБУ,
– отмечает наш собеседник.
Их задача – информационные вбросы и фейки (те самые, что позже начинают муссироваться и обсуждаться сначала в соцсетях, мессенджерах, а потом, когда начинает вскипать, перетекают уже в СМИ), псевдосливы, а главное – то, что называется кибертерроризмом.
Среди инструментов можно выделить провокации – в том числе, кстати, с призывами на митинги по политическим мотивам, лжеминирование, что призвано повлечь за собой дестабилизацию обстановки, нагнетание страха у населения, – продолжает источник. – Плюс немаловажный фактор – недовольство людей, например, в связи с тем, что спецслужбы не в состоянии предотвратить такие инциденты, или тем, что полиция из-за этих проверок перекрыла улицы – и кто-то или на встречу опоздал, или на приём к врачу, или ситуацией, когда ребёнка пришлось из школы перепуганного забирать. Кому понравится? Никому. Но одно дело просто поговорить об этом с подругой или другом по телефону или с женой на кухне, другое – организовать бурное обсуждение, добавить с десяток негативных комментариев от "левых" пользователей, и всё.
Кстати, в мае 2019-го в Министерстве госбезопасности ЛНР заявили, что смогли заполучить секретный документ, подтверждающий причастность упоминавшегося 74-го ЦИПсО, "отрабатывающего" как раз народные республики, к информационному терроризму.
По приказу командования Центра отдел подготовки и проведения информационных мероприятий и его агентура совершали ложные минирования объектов социальной, транспортной и критической инфраструктуры на территории России и республик Донбасса,
– говорилось в сообщении ведомства.
Иными словами – уже попадались.
Что с того?А дальше – есть мнение, что хватит терпеть подобное хамство. Отвечать надо. Вероятно, совсем не в лоб, а больше по лбу: то бишь асимметрично. Против "инфопсихов" у нас есть другие возможности и способы, посерьёзнее и помощнее. И силы спецопераций тоже имеются – в феврале 2014-го они уже показали, на что способны. В Крыму.
Свежие комментарии