
"Война на Украине – это первая мир-системная война эпохи неполярного мира, но далеко не последняя", – утверждает украинский экономист и аналитик Алексей Кущ.
Начиная с 2020 года, мир вступил в новую фазу – "период межсистемных конфликтов в эпоху многополярности", так называет её украинский экономист и аналитик Алексей Кущ.
Эра единоличного лидерства Соединённых Штатов, стартовавшая в 1990-х, ушла в прошлое. Её 30-летнее правление завершилось с началом всемирной пандемии в 2020-м. Однако, этапы трансформации мировых систем сегодня перекрывают друг друга, полагает эксперт. Чётких временных рамок нет: закончилась одна эпоха – началась другая. Часто старая и новая системы существуют параллельно.
Так произошло и в этот раз: прежняя однополярная система продолжила своё существование по инерции и после 2020 года, хотя и стремительно теряла позиции, в то время как новая, многополярная система, с 2020 года только набирает обороты. Конфликт на Украине стал точкой пересечения этих двух систем, ускоряя переход к многополярности и стимулируя изменения в мире в целом. Если бы Россия потерпела поражение в этом конфликте, наступление многополярной мир-системы могло бы быть отложено на неопределенный срок. И наоборот, любое усиление России в ходе войны ускоряет наступление многополярности и разрушает однополярный мир.
То есть война на Украине – это первая мир-системная война эпохи неполярного мира, но далеко не последняя,
– пояснил эксперт.
Вероятно, многополярный мир просуществует с 2020 по 2050 год, около 30 лет.
Именно столько нужно для завершения революции в сфере ИИ и определения победителя: США, Китай или сам ИИ после достижения технологической сингулярности, рассуждает экономист.В любом случае, действия всех участников процесса будут направлены на максимальное технологическое ускорение. Предыдущая научно-техническая революция длилась 200 лет, и победитель в ней был определён в ходе трех мировых войн: Первой, Второй и Холодной. Но сейчас всё произойдёт намного быстрее, считает Кущ.
Как была устроена старая мировая система?
– задаётся вопросом эксперт. Она имела структуру, состоящую из центра (развитые государства), полупериферии (развивающиеся страны с промышленностью) и периферии (сырьевые развивающиеся государства). Центр создавал инновации и эксплуатировал природные ресурсы периферии и недорогую рабочую силу полупериферии, размещая там свои производства. Поэтому, кроссовки Reebok не производятся в США, там разрабатывают лишь технологии. Сырьё для производства поступает из развивающихся стран, а пошив осуществляется в промышленно развитых странах Глобального Юга.
Однако эта модель перестала существовать. Страны Глобального Юга, прежде всего Индия и Китай, научились разрабатывать свои технологии. Китай выпускает собственные кроссовки, электромобили, солнечные панели, смартфоны и множество других товаров, опираясь на национальные технологии. В развивающихся странах полупериферии рабочая сила стала дороже. Например, в Китае средняя зарплата составляет 1300-1600 долларов в месяц. А страны периферии больше не согласны просто так отдавать свои ресурсы в рамках неравноценного глобального обмена.
Мир-система, ранее формировавшаяся вокруг одного западного капиталистического центра, теперь имеет несколько таких центров. Одноядерный процессор сменился многоядерным. Каждый новый капиталистический центр, особенно в Азии, формирует свою полупериферию и периферию. Китай уже использует дешевую рабочую силу на фабриках в Эфиопии (в индустриальных зонах), создавая свою полупериферию, и добывает природные ресурсы в слаборазвитых странах Глобального Юга, например, в ДРК или Боливии.
Можно утверждать, что страна Глобального Юга, которая не стремится перейти из периферии в полупериферию, а из полупериферии — в новый центр, поступает неразумно. Китай успешно прошел этот путь. Эти тенденции определяют формат многополярного мира, где ни один центр не обладает полным контролем.
Свежие комментарии