В Башкирии произошёл правовой прецедент. Сразу несколько ведомств и судов разных инстанций не заметили нарушения и лишили свободы того, кого по закону лишать её нельзя.
Весной 2022 года полицейские Уфы задержали 37-летнюю женщину и её сына. Их подозревали в распространении наркотиков, причем, вместе, то есть, по предварительному сговору.
Как сообщает телеграм-канал Baza, при себе у задержанной нашли 30 свёртков с запрещёнными веществами. Изначально она признала свою вину, правда, на суде изменила решение. Рассказала, что срочно искала, чем заплатить за аренду квартиры. Нашла объявление о поиске сиделки, написала работодателю, а тот предложил ей раскладывать зелье по тайникам в Уфе. Она согласилась.
Юрист Виталий Буркин, который сейчас пытается разобраться в этой истории, утверждает, что на момент задержания сыну было 14 лет. По его мнению, мальчика должны были сразу же отпустить, ведь уголовная ответственность по статье о сбыте наступает с 16 лет. Но получилось иначе. Обоих отправили в СИЗО.
Всё лето парень просидел в условиях, далеких от школьной библиотеки. А в августе 2022 года дело отдали в Демский районный суд Уфы, где в качестве подозреваемых проходили и мать, и сын. Женщина, отправляя отпрыска "на дело", явно, рассчитывала, что ему всё сойдёт с рук. Но получилось всё неожиданно.
Судебное следствие шло долго. Парень свою вину не признал. Заявил, что мать попросила сходить за "смесью". О том, что это опасное зелье, не знал. Хотя предварительно тоже подтвердил, что по тайникам ходили вместе.
Во время суда адвокаты неоднократно обращали внимание, что парню ещё нет 16, а значит, судить его по этой статье нельзя: уголовная 228.1 не входит в список статей, по которым судят не достигших 16-летнего возраста.
В декабре 2022-го Демский районный суд Уфы приговорил 15-летнего подозреваемого к трём годам лишения свободы в воспитательной колонии. Сразу после суда парня взяли под стражу.
— Он не мог вообще привлекаться к уголовной ответственности, так как не достиг необходимого возраста. Удивительно, как это проигнорировали все ступени уголовного процесса — следствие, суды, прокуроры. По поводу заведомо незаконного привлечения ребёнка к уголовной ответственности СК России должен возбудить уголовное дело", — рассказал юрист Виталий Буркин в своем ТГ-канале "Строптивый адвокат".
В 2023 году дело прошло несколько стадий обжалования: апелляция оставила приговор в силе, а кассация отменила его. Но не потому, что судили ребёнка, а потому что мягкое вынесли решение. Дело вернули в Демский суд, где подросток получил снова обвинительный приговор.
— Он был не только привлечен, признан виновным приговором суда, но и год с лишним пробыл в изоляторе. И лишь перед апелляцией на второй приговор, на возраст осужденного обратил внимание сотрудник прокуратуры, — написал Виталий Буркин в ТГ.
В итоге в начале апреля Верховный суд Башкирии приговор ребенку отменил, прекратил его преследование и признал право на реабилитацию.
— А вот не заметил бы прокурорский работник, парень уехал в колонию. Как бы не затравили сейчас прокурора за излишнюю внимательность. От чего это все. А от того, что все делается механически, людьми — функциями, а не профессионалами, — заключил юрист.
Буркин подал заявление генпрокурору России Игорю Краснову и главе Следственного комитета Александру Бастрыкину. В своем обращении он указывает на юный возраст обвиняемого и подчеркивает, что уголовное преследование в отношении несовершеннолетнего являлось заведомо незаконным. А ведь он полтора года просидел в СИЗО по ошибке, пока шли суды и апелляции. В заявлении юрист просил возбудить уголовное дело из-за того, что ребёнка безвинно отправили за решётку.
Свежие комментарии