«Сегодня, 14 сентября, в 00 часов 02 минуты 24 секунды московского времени вторая советская космическая ракета достигла поверхности Луны. Впервые в истории осуществлен космический полёт с Земли на другое небесное тело. В ознаменование этого выдающегося события на поверхность Луны доставлены вымпелы с изображением герба Советского Союза и надписью «Союз Советских Социалистических республик.
Сентябрь 1959 года»...Достижение Луны советской космической ракетой является выдающимся успехом науки и техники. Открыта новая страница в исследовании космического пространства.
Вот умели тогда в бронзе отливать фразы! Простое, казалось бы, сообщение ТАСС – а в нём вся мощь истории гулко отдаётся! А если ещё вспомнить, что эти строки читал Юрий Левитан…
Автоматическая станция «Луна-2». Фото: Alexey Broslavets / Shutterstock.com
Но это была не вторая ракета на поверхности Луны
Да, первый шаг во Внеземелье человечество сделало не ребристой подошвой лунного ботинка Нила Армстронга, а на 10 лет раньше – 14 сентября 1959 года. Конечно, человек на Луне – если всё же неправы те, кто опровергает высадку американцев на этой планете в 1969 году, – это круто. (Хотя, заметим в скобках, то, сколь тихо, чуть ли не робея, американцы отметили пятидесятилетие этого события, льёт воду именно на мельницу скептиков). Но впервые в истории вообще достичь внеземного космического тела – это гораздо круче!

Доставить тело космонавта живым на другую планету – это, в общем, задача сложная, но чисто техническая.
Историческим это свершение может быть только в пропагандистской глотке Вашингтона. Ибо так или иначе, но человек побывает ещё и на Марсе (да, и на Луне. Если всё же правы скептики!), и на Меркурии, и на астероидах, и на Плутоне, в конце концов. А вот впервые выйти в космическое пространство – это истинно впервые. Впервые запустить человека в космос – это навсегда впервые, сколько бы миллионов раз это потом ни повторилось. И впервые попасть на другое небесное тело – это тоже настоящее впервые.Так что это была не вторая космическая ракета, что достигла поверхности Луны. Не прав тут был ТАСС. И, как вспоминает один из близких соратников главного конструктора ракеты-носителя Р-7 Сергея Королёва Борис Черток, «при составлении ночью текста были ожесточенные споры» между Королёвым, Келдышем и его авторами. Ибо ракета была действительно второй, но – первой, попавшей в Луну. Предыдущая попытка оказалась неудачной: аппарат просквозил мимо земного спутника в 6 тысячах километров и…
С. Королёв. Фото: Russian Look/ Globallookpress
И стал первой в истории искусственной планетой Солнечной системы! И имя эта планета обрела соответствующее – «Мечта»! Ну, вместо «Луны-1»…
Я ж говорю – умели тогда интерпретировать реальность так, что она превращалась сразу в медные трубы, минуя прочие стадии.
Отказы и упорство
Автоматическая межпланетная станция «Луна-2» смогла выйти на путь к Луне только с шестой попытки. Точнее, даже немножко не так. Попытка, совершённая 2 января 1959 года, была удачной в смысле запуска. Но до того было три аварийных запуска в 1958 году – два на участках первой и один на участке второй ступени. Доработки были сделаны, и «лунная» ракета, наконец, взлетела успешно. Вот только в результате третья ступень ракеты с лунным контейнером с научной аппаратурой и точно вымпелом СССР стала, как сказано, планетой по имени Мечта.
Справедливости ради надо сказать, что этот, формально тоже неудачный, случай на деле оказался крайне полезным шагом в решении задачи точности работы управляющих систем. Ведь тогда ракету в Луну запускали как снаряд, без всякой орбитальной стадии и без коррекции по маршруту. Надо было предельно точно по времени выключать двигатели второй ступени и, соответственно, включать двигатели третьей ступени. И появление планеты Мечта в Солнечной системе как раз и стало результатом запоздания радиокоманды на выключение двигателя.
Но и с точки зрения научной пролёт мимо Луны оказался полезным. Было сделано, в частности, неожиданное для того времени открытие, что у Луны отсутствует магнитное поле.
Далее – выводы по причинам отказа, снова проверки по работе всех устройств, снова доделки и коррекции. И снова –
– и снова авария летом 1959 года на второй ступени.
Фото: Oleg Golovnev / Shutterstock.com
И снова круглосуточная работа на новой ракете, над новым пуском. И…
В общем, не будем снова употреблять это надоевшее слово «снова». Просто очередной старт 6 сентября сорвался из-за, как пишет Борис Черток, «глупейшей эксплуатационной ошибки при сборке схемы на стартовой позиции». Следующий старт возможен 8 сентября. Тут не прошла команда «Дренаж». Как потом выяснилось, в трубке, шедшей от бака к датчику, возникла ледяная пробка, – кислород-то жидкий, то есть охлаждённый до минус 183 градусов.
Ещё сутки. Все спят урывками, по часу-полтора. На сей раз всё шло нормально, даже отлично! Вот звучит команда «Главная»… Не прошла!
Все устали до равнодушия,
– выразительно отмечает Борис Черток. Но – топливо надо сливать, ракету заменять, готовить новый пуск. Уже на 12 сентября.
Б. Черток. Фото: Anvar Galeev/Globallookpress
Победа. И над американцами – тоже…
И вот… Старт прошёл без единого замечания. Полёт шёл тоже нормально, хотя тут уж ничто ни от кого не зависело. Только английскую обсерваторию – единственную в мире тогда, способную уследить за падением аппарата на Луну – информировали о расчётных параметрах траектории. Чтобы её руководитель профессор Лоуэлл мог подтвердить достижение цели. Или не подтвердить – если будет новый промах.
Но промаха не было. Лунный аппарат врезался в поверхность земного спутника 14 сентября 1959 года в 00:02:24 в районе Моря Дождей на скорости 3,3 км/сек. Кстати. Ещё одно было впервые в истории сотворено человеком во внеземном пространстве – изменён рельеф другой планеты. Согласно расчётам, при падении «Луны-2» образовался типичный лунный кратер диаметром под 60 метров.
И, конечно, ещё одно впервые – впервые на другой планете оказалось рукотворное человеческое изделие. И не обломки «лунника» имеются в виду, а красивый вымпел в виде составленного из пятиугольников шара. С гравировкой «СССР сентябрь 1959». Тоже, вообще говоря, не первый такой «подарок» земному спутнику: такие же вымпелы изготовлялись и для предыдущих, неудачных запусков – и естественно, с другой маркировкой названия месяца и года…
Сферический вымпел, предназначенный для доставки на Луну автоматической станцией «Луна-1». Фотохроника ТАСС
Восторги по этому поводу были всемирные. Человечество в массе считало это событие хоть и русским, но общечеловеческим достижением. Кисло смотрели на всё лишь американцы. Тем более что – случайно, но очень удачно (а про «случайно» знали только причастные) первое в истории прилунение земного аппарата буквально на сутки предваряло визит в США тогдашнего главы СССР Никиты Хрущёва. Вот уж кто оторвался по полной! И копию вымпела президенту США Эйзенхауэру подарил, и замечания победоносно сеял про успехи социализма, и походя конгрессменов потоптал, рассказывая (практически правду!), как в России ракеты одну на одну запросто меняют, «чтобы устранить всякую возможность риска», когда выяснилось, что аппаратура «не совсем чётко» работает.
Но первая ракета цела, и, если хотите, мы можем запустить и её,
– с издёвкой объявил Хрущёв американским законодателям, у которых как раз за несколько часов до всех торжественных церемоний не взлетела ракета «Юпитер», а через три часа после этой неудачи – ещё и ракета «Авангард».
Н. Хрущёв. Фото: Russian Look/ Globallookpress
И оставалось американцам тогда только мрачно констатировать:
Русские попали аж в Луну. Значит, при желании они тем более попадут в Америку…
Свежие комментарии